По мнению экспертов, первый вице-премьер и помощник президента играют в «злого и доброго следователей».
Россия существенно сократит расходы бюджета. Об этом заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на инвестиционном экономическом форуме «Россия-2009» в Москве. Детали сокращения расходов и планируемого дефицита бюджета будут обнародованы правительством завтра. Но уже и так понятно, что «секвестр», по словам Шувалова, окажется значительным.
«Мы приняли решение о значительном сокращении расходов, и в ближайшие дни это будет утверждено, - заверил участников инвестфорума Игорь Шувалов. – Весь 2009 год мы могли бы пройти благодаря резервам, но считаем такую политику неразумной».
Далее первый вице-премьер продолжил шокировать публику, пообещав, что безработица в стране вырастет еще на миллион. Сейчас правительство признает численность безработных на уровне 6,5 млн человек. К ним надо приплюсовать и тех граждан в России, которые находятся из-за кризиса в вынужденных отпусках, попали под сокращение и т.п.: всего, примерно, 445 тыс. человек. Как обещает Игорь Шувалов, на борьбу с безработицей правительство намерено направить 43,7 млрд рублей.
Кроме того, к лету около 50 российских банков смогут получить государственную поддержку, размер которой достигнет нескольких процентов ВВП. Тут явно присутствует какая-то неувязочка, поскольку по словам того же Игоря Шувалова, рост ВВП России в 2009 году составит 0% или ниже. Впрочем, для банков деньги найдутся обязательно, в этом отношении правительство проявляет твердость и последовательность, чего не скажешь о государственном внимании к реальному сектору экономики.
Среди тех, кто первый в очереди на получение господдержки - Сбербанк, ВТБ и ВЭБ. Первый вице-премьер заявил, что государство собирается дать дешевые длинные деньги сроком до 10 лет в капитал банков, если владельцы банков увеличат их капитал на 15%.
На этом «хорошие новости» от Игоря Шувалова закончились. Если не считать его позитивной оценки того, как участники рынка начинают приспосабливаться к работе в кризисных условиях. «Сейчас гламурный налет с экономики слетел, менеджмент занимается тем, чем нужно», – одобрил первый вице-премьер. Но и здесь не обошелся без ложки дегтя, добавив, что, к сожалению, за последние годы российской экономике не удалось исправить ситуацию по зависимости от экспорта нефти, газа и металлов.
В последнее время прогнозы Игоря Шувалова сбываются с пугающей точностью и регулярностью. Последний пример: на минувшей неделе первый вице-премьер заявил, что установленная Банком России верхняя граница корзины соответствует курсу в 36 рублей за доллар. Попадание в «десятку» было зафиксировано через несколько дней, в понедельник, когда средневзвешенный курс доллара составил 36,18 рублей.
В своем роде антиподом Игоря Шувалова выступает помощник президента РФ Аркадий Дворкович, который в своих публичных выступлениях постоянно старается как-то смягчить впечатления от последствий кризиса, как-то обозначить свет в конце тоннеля, даже если впереди – только тьма. Например, он давно начал говорить, что девальвация рубля вот-вот закончится, потом говорил, что она уже закончилась, а просвета мы так и не увидели – рубль падал и продолжает падать.
- О причинах такого расхождения в прогнозах людей, приближенных к самым первоисточникам информации, корреспондент «СП» попросил рассказать генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина.
- Алексей Алексеевич, почему не отличающиеся, мягко говоря, особым оптимизмом прогнозы Игоря Шувалова столь пугающе сбываются? У него особый доступ к информации?
- У Игоря Ивановича Шувалова хорошее информационное обеспечение. А с другой стороны, он немного сгущает краски, и делает это из желания как бы подстелить соломки. Дело в том, что именно он, как первый вице-премьер отвечает за реализацию антикризисного плана. И соответственно за последствия. Если этот антикризисный план где-то даст сбой, и последствия в социально-экономическом смысле будут катастрофическими, то Игорь Иванович ответит за это лично. Поэтому такого рода прогнозы – это для него своеобразная подушка безопасности. Он может сказать в случае чего: ну, вот, видите, я же говорил, я же предупреждал. Это довольно естественная реакция государственного чиновника. Но я полагаю, что Игорь Иванович все-таки надеется на лучшее. Во всяком случае, другие члены правительства, профильные, которые занимаются макроэкономическими вопросами, они не так категоричны. В данной ситуации Шувалов выступает соло.
- А вот, например, Аркадий Дворкович на этом фоне выступает как «добрый следователь». Он все время стареется как-то смягчить восприятие кризисных явлений обществом, как-то обнадежить, успокоить...
- Совершенно верно. Дворкович, скажем так, играет в другой команде, которая демонстрирует оптимизм, и выдает в основном оптимистические прогнозы. В случае если так и будет, то Дворкович будет на коне. Но, по сути мы имеем дело с разными системами и разными уровнями исследований.
- В этом есть какая-то согласованность действий? Или каждый из них целенаправленно действует сам по себе?
- Безусловно, это все происходит согласованно. Ведь несмотря на то, что Игорь Иванович Шувалов является первым вице-премьера и формально входит в команду премьера Владимира Путина, он, как известно, все-таки является – идеологически – членом команды президента Дмитрия Медведева, так называемым либералом. И потому, безусловно, гораздо более близок к Аркадию Дворковичу, нежели, скажем, к Игорю Ивановичу Сечину, которого к числу либералов никто не относит. Поэтому на первый взгляд разнонаправленные действия Дворковича и Шувалова на самом деле вполне согласованы.