Российских резервов не хватит на затяжной кризис — возможно, стоит снова начать занимать за границей. Ведь еще не у всех кончились деньги.
Закрома Кудрина, казавшиеся еще недавно бездонными, на глазах превращаются в скромную затычку для бюджета, которой не хватит и на два года. Объем Резервного фонда России еще летом прошлого года считался излишним для поддержания финансовой стабильности. Вплоть до осени самые жаркие дискуссии шли вокруг разных вариантов инвестирования фонда — внутри страны или за границей. Не самые маргинальные экономисты предлагали скупить ослабевшие из-за кризиса западные банки, чтобы потом заправлять мировой финансовой системой. Нужно признать, что Минфин, постоянно обвинявшийся в пассивности, сделал доброе дело, не увлекшись этими планами. Инвестируй мы в западные акции, которые, как казалось полгода назад, уже упали ниже некуда, сегодня Резервный фонд не смог бы выполнять свою главную функцию — покрытие дефицита бюджета на случай падения экспортных доходов. Впрочем, проблемы в нашей экономике начались такие, что даже надежно сохраненного Резервного фонда надолго не хватит.
НЕ ПРОТЯНУТЬ БЫ НОГИ
Последний прогноз правительства предполагает в 2009 г. падение ВВП России на 0,2%. В МВФ более пессимистичны, ожидая снижения на 0,7%. Это худшая оценка для крупных развивающихся экономик, но и ее многие эксперты считают слишком оптимистичной. В правительстве тоже понимают, что ничего пока не понимают. Министр финансов Алексей Кудрин, выступая в минувшую пятницу в Думе, признал, что «значительная часть» резервов будет истрачена уже в этом году. «На данный момент окончательного и полного прогноза нет, а потому разброс возможных вариантов слишком велик», — говорит замдиректора департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Евгений Хотулев. Пока дефицит бюджета на этот год, как считают в министерстве, будет от 5 до 9% ВВП (то есть от 2 трлн до 3,7 трлн руб.). В 2010 г. будет ненамного легче — 4-7% ВВП, и в 2011 г. сохранится дефицит 2-6% ВВП. То есть по меньшей мере в течение ближайших трех лет нам суждено жить в режиме затянутых поясов. По предварительным оценкам Экономической экспертной группы (ЭЭГ), все будет еще хуже. В этом году дефицит может приблизиться к 4 трлн руб., а в следующем, если мировая экономика не возобновит рост, — к 5 трлн. По сравнению с этими цифрами объем Резервного фонда, который к началу февраля достиг 4,7 трлн руб., кажется уже не столь огромным. В худшем случае его хватит лишь на этот год. В лучшем — на 2009 г. и следующий. А дальше расходы придется сокращать раза в полтора. Есть еще Фонд национального благосостояния объемом 2,8 трлн руб., но он не предназначен для покрытия бюджетных дыр, а кроме того, уже активно используется для антикризисной поддержки экономики.
Получается, что с 2011 г. придется в буквальном смысле резать по живому: без секвестра не обойдется ни одна статья бюджета. О раздаче денег отдельным предприятиям и экономике в целом не будет и речи — каждый должен будет выживать самостоятельно. Такая невеселая перспектива оставляет два возможных пути действия для властей. Первый — надеяться, что кризис и правда закончится в этом году. В таком случае Резервного фонда хватит на ближайшие два года, а в 2011 г. секвестр бюджета, если и будет, окажется не слишком болезненным благодаря росту экономики и доходов бюджета. Именно на это сейчас рассчитывает правительство. Но надеяться, что дальше ситуация будет развиваться по самому лучшему сценарию, при том что пока все шло по самому худшему, — мягко говоря, слишком оптимистично. Поэтому все чаще слышны призывы пойти по другому пути — искать источники пополнения бюджета помимо Резервного фонда.
«Сейчас распространяется мнение, что, возможно, стоит возобновить практику заимствований, — говорит Хотулев. — В частности, в Минэкономразвития думают, что можно занять в этом году до 2 трлн руб., чтобы свести к минимуму расход Резервного фонда». Решение в любом случае будет за высшим руководством страны, но в Минэкономразвития считают, что лучше помедленнее тратить Резервный фонд, который служит не только подушкой безопасности, но и гарантией кредитного рейтинга России. Для этого нужно занимать, причем прежде всего на внешнем рынке. Масштабный выход правительства на внутренний рынок лишит доступа к нему регионы, которым заемные средства будут еще нужнее, чем федеральному бюджету. «Регионам в таком случае просто не хватит места на внутреннем рынке заимствований, — объясняет Хотулев. — Они либо вообще не смогут занять, либо вынуждены будут занимать под 30% и более». Внешний государственный долг России составляет всего около 3% ВВП. Государственный долг государства-члена еврозоны не должен превышать 60% ВВП — такой уровень считается совершенно безопасным. Почему бы нам в следующие пару лет не довести уровень госдолга хотя бы до 10% ВВП, сохранив нынешнюю подушку безопасности до более тяжелых времен, которые вполне могут наступить в результате этого неожиданно тяжелого кризиса?
МВФ НЕ СПАСЕТ
Опять занимать у иностранцев! Российским властям очень непросто принять такое решение. Руководители страны гордились выплатой почти всех наших долгов, подчеркивали, что Россия теперь не должник, а кредитор, всерьез говорили о выделении миллиардов на спасение экономики Исландии. А кто спасет нас? Ведь даже если внешним заимствованиям дадут зеленый свет, одолжить будет практически негде. Денег мало, а желающих получить их много. Согласно выпущенному на прошлой неделе прогнозу МВФ, в этом году дефицит бюджетов государств мира достигнет 4,5% мирового ВВП, или примерно $3 трлн. Из них почти $1,2 трлн приходится на США, но при этом Штаты — единственная страна, у которой не будет сложностей с нахождением денег для заполнения этой чудовищной дыры. Ведь американские гособлигации до сих пор считаются самыми надежными бумагами. У остальных возникнут большие проблемы. Спрэды по облигациям ведущих развивающихся стран, включая Россию, до осени держались на уровне нескольких десятков базисных пунктов, а сейчас составляют уже несколько сотен пунктов. Это означает обвал спроса на облигации развивающихся стран.
«Сказать, что на рынке займов, особенно займов развивающихся стран, затишье, — это значит ничего не сказать, — говорит Павел Пикулев из банка “Траст”. — Армагеддон — более подходящее определение». Ни развивающимся странам, ни базирующимся в них компаниям денег не дают. За последний квартал прошлого года развивающиеся государства разместили облигаций лишь на $3 млрд. «Я думаю, что мы сможем занять на приемлемых условиях никак не больше $3-5 млрд в течение текущего года, — уверен Пикулев. — У наших облигаций и так доходность куда выше, чем у бумаг стран вроде Бразилии или Турции, рейтинг которых, кстати, хуже, чем у России». Действительно, доверие к российским бумагам невысоко, а если мы будем занимать в объеме нескольких миллиардов за год, то, по мнению Пикулева, вряд ли получится занять дешевле чем под 10% годовых. У последних выпусков турецких и бразильских облигаций этот показатель не превышал 7,5%. Проблема в том, что России нужно не $3-5 млрд, а несколько десятков. Ведь дыра в бюджете России только на этот год составит как минимум $60 млрд. От сравнительно высокого российского рейтинга, таким образом, не очень много толка. Несмотря на это, пожалуй, стоит занять на открытом рынке хотя бы столько, сколько дают. И продолжать искать других кредиторов.
Последний раз возможность обратиться к МВФ и другим международным организациям за кредитами обсуждалась на высоком уровне в 2002 г. Министр финансов Алексей Кудрин встречался с тогдашним главой МВФ Хорстом Келером и договаривался о возможности кредита в случае снижения цены на нефть ниже заложенного в бюджет уровня — $18,5 за баррель. В последующие годы такие прогнозы стали казаться смешными. Несерьезным вариантом стало и обращение к МВФ за помощью. Российские власти желали уже не занимать у этой организации, а реформировать ее. С приближением цены на нефть к показателю 2002 г. и амбиции могут вернуться на уровень семилетней давности. МВФ недавно открыл Украине кредитную линию на $16,4 млрд под сказочно низкие 4% годовых. А ведь украинская экономика на порядок меньше российской.
Но, к сожалению, МВФ не кредитный супермаркет и не бездонная бочка. «Способность МВФ выдавать кредиты серьезно расширилась в последние годы благодаря выплатам латиноамериканских стран по прежним займам, но она недостаточна, чтобы удовлетворить аппетиты всех развивающихся стран», — уверен аналитик Маркус Егер из Deutsche Bank. И даже дополнительные $100 млрд, которые для борьбы со всемирным кризисом собирается перевести в МВФ Япония, не изменят ситуации. В распоряжении фонда окажется около $350 млрд. Это рекорд, но дефицит бюджета в странах мира тоже рекордный. В МВФ всерьез думают, чтобы впервые в истории фонда привлечь недостающие средства с помощью облигаций. Сомнительно, что в такой ситуации фонд будет тратить заметную часть средств на Россию. «В первую очередь, конечно, будут обеспечены экономики, у которых нет других возможностей для поддержки, — считает Егер. — Среди крупнейших развивающихся экономик, которые, скорее всего, получат кредит, если запросят его, — Бразилия, Мексика, Корея и Индия». Страны поменьше, конечно, тоже нуждаются в поддержке. Именно на них будет сосредоточено внимание МВФ. Украина, получившая небывало большой кредит, должна благодарить за это фактически преддефолтную ситуацию, в которой оказалась. Россия со своей подушкой безопасности останется пока в конце очереди за кредитами. А даже если фонд и согласится дать взаймы, то не просто так. Расплачиваться за кредиты МВФ приходится в основном не процентами, а уступками. Заняв у фонда большие деньги, Украина фактически лишилась права на самостоятельную экономическую политику. Полностью условия займа не разглашаются, но известно, что украинское правительство согласилось не наращивать социальные расходы, зато увеличить стоимость газа и энергии для населения, а также уменьшить поддержку национальной валюты и начать продажу земель сельскохозяйственного назначения. Амбиции российских властей в ближайшем будущем, конечно, уменьшатся, но не настолько, чтобы полностью сдаться на милость МВФ.
СОКРОВИЩА ВОСТОКА
Что остается, если ни на свободном рынке, ни у международных организаций нельзя занять достаточно много на приемлемых условиях? Просить у отдельных государств. Не у всех, правда, есть деньги и желание ими делиться. Страны Запада испытывают дефицит бюджетов, сравнимый с российским. Придется нам идти с протянутой рукой на Восток. Там арабы с их нефтяными миллиардами. А еще китайцы и японцы с золотовалютными триллионами. Китайские золотовалютные резервы (ЗВР) хоть и испытали в конце прошлого года первое за очень долгое время снижение, все еще остаются на баснословном уровне почти $2 трлн. Японцы с $900 млрд ЗВР выражают готовность помогать другим, выделяя деньги МВФ. Что касается стран Персидского залива, то, по оценке американского Council on Foreign Relations, на начало этого года их резервы в виде ЗВР и госинвестфондов хотя и снизились немного по сравнению с началом 2008 г., но все равно составляли примерно $1,2 трлн. При этом богатые нефтью арабские страны не испытывают таких проблем, как Россия. Иностранный капитал из них тоже вышел, но он значил для этих государств не так много, как для нас. Поэтому им не приходится бороться за национальные валюты, а по-настоящему серьезные проблемы с бюджетом и торговым балансом у большинства из них возникнут, по оценке Council on Foreign Relations, только при цене $25 за баррель.
«Теоретически и технически для них не проблема занять России несколько десятков миллиардов, — говорит глава департамента по работе с госсектором State Street Global Markets Андрей Розанов. — Но надо понимать, что заем у конкретного государства всегда накладывает не только экономические, но и политические обязательства». Восточные госинвестфонды вкладывают многие миллиарды в акции западных компаний. Почему бы им не откликнуться на просьбу России, ведь госдолг все же надежней падающих акций? Но если МВФ ограничивает экономическую политику стран-доноров, то кредитование у отдельных стран накладывает ограничения на политику внешнюю. Могут попросить вступить в ОПЕК, отдать острова или отменить какие-нибудь пошлины. И даже если потребуют чего-то менее радикального, российский суверенитет покачнется. Но другого пути нет. Либо мы резко сокращаем расходы, либо идем с протянутой рукой.
Есть, правда, вероятность, что часть денег удастся привлечь без особых жертв. «Менее прямолинейным и более здоровым способом заимствования было бы приглашение компаний и фондов из восточных стран для участия на льготных условиях в больших проектах внутри России вроде Олимпиады-2014», — считает Розанов. Сейчас много говорится об инфраструктурных проектах с государственным участием для поддержки экономики. На прошлой неделе стало известно, что средства из Фонда национального благосостояния будут использованы для кредитования компаний, обеспечивающих подготовку к Олимпиаде в Сочи. Пожалуй, разумнее было бы сохранить наше благосостояние до еще более трудных времен и, пока это возможно, использовать благосостояние других наций. Осталось только убедить иностранцев, что вложения в российскую инфраструктуру будут для них безопасными и вернутся сторицей. Задача непростая, но восточные инвесторы всегда были куда смелее западных.