В условиях нехватки ликвидности банки начали предлагать клиентам «антикризисные продукты». В ближайшее время распространение могут получить вексельные кредиты и гарантии — денежные суррогаты, призванные «расшить» кризис неплатежей. Однако эксперты к таким инструментам относятся неоднозначно, напоминая, что однажды по обязательствам все-таки придется платить.
Петербургские банки готовятся к предстоящим дефолтам по кредитным договорам и возможному оттоку депозитов, стараясь сохранить имеющуюся ликвидность. «Новых кредитов банки сегодня практически не выдают, удерживая текущую клиентскую базу. А когда денежная масса сжимается, что будет наблюдаться в ближайшие три-четыре месяца, на рынок выходят квазиденьги, которые позволяют «расшить» определенный кризис неплатежей», — говорит председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых. По его словам, в текущих условиях банк готов предложить клиентам «антикризисный кредитный пакет», состоящий из трех продуктов: вексельных кредитов, гарантий и аккредитивов. Вексельные кредиты предлагаются клиентам для оплаты за товар или услуги перед поставщиками. Банк при этом договаривается со всеми сторонами о возможности хождения его векселей. Заемщику такой кредит может обойтись в 3—5% годовых. Это можно считать очень дешевым ресурсом, при этом банк получает такую же маржу, как если бы работал с живыми деньгами, привлекая средства в депозиты и затем кредитуя заемщиков, говорит г-н Кирилловых.
По мнению заместителя гендиректора — предправления по клиентским отношениям Энергомашбанка Дмитрия Вагина, векселя, которые в принципе являются традиционными продуктами для банков, могут быть отнесены к «антикризисным», так как в случае задержки платежей контрагенты могут сохранить платежеспособность, используя их как расчетный механизм. Однако он напоминает, что в любом случае они будут предъявлены к погашению. «Использование этих инструментов при проведении расчетов может частично компенсировать нехватку кредитных ресурсов. Так что востребованность векселей и аккредитивов будет только возрастать», — отмечает директор петербургского филиала Банка Москвы Александр Волков. Управляющий филиалом БТА Банка в Петербурге Елена Троицкая соглашается, что гарантии и аккредитивные формы расчетов, в том числе импортные аккредитивы, — это выход в данной ситуации, хотя, конечно, полностью, по ее мнению, кредитование они не спасут.
«Такие инструменты активно использовались во время кризиса 1998 года и раньше, — вспоминает председатель совета директоров Петербургского социального коммерческого банка (ПСКБ) Владимир Прибыткин. — Сегодня же не каждый банк будет увеличивать свои обязательства, выпуская векселя. Кроме того, падает надежность для клиентов». Сам ПСКБ векселя не выпускает, зато получил разрешение на выдачу таможенных гарантий и планирует этим инструментом широко пользоваться.
«Кировский завод использует и гарантии, и аккредитивы, но доля этих инструментов в портфеле крайне невелика», — рассказывает финансовый директор завода Олег Лунин. Он полагает, что улучшить проблему с ликвидностью эти квазиденьги не смогут, но, возможно, как-то повлияют на ситуацию с кризисом доверия. «Мы пользовались такими инструментами десять лет назад», — отмечает гендиректор группы «Джэй Эф Си» Юлия Захарова. Заявления банков о том, что они готовы использовать эти формы расчетов, она считает условными, потому что «в любом случае необходимо постфинансирование, а его банки не предоставляют». Директор департамента развития и банковских услуг банка «Александровский» Лилия Иушина тем не менее считает, что аккредитивы могут начать шире использоваться в розничном бизнесе. «В 70% случаев сети работали на чужих оборотных деньгах. При снижении кредитов сетям поставщики либо будут уменьшать поставки, либо в случае недоверия будут использовать аккредитивы», — отмечает она.