Медведев за открытый бизнес. Выступая в среду в Эвиане, президент предложил компаниям стать абсолютно прозрачными. Это, по его мнению, поможет преодолеть финансовый кризис. Эксперты идею главы государства поддерживают, но считают, что начинать надо с компаний с госучастием. Подробности - у журналиста Business FM Ольги Шипша.

Максимально полно раскрывать информацию о компаниях, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторов. Это одна из основных мер по преодолению финансового кризиса, уверен Дмитрий Медведев: "И, наконец, необходимо сделать доступными для всех выгоды для снятия барьеров в международной торговле от свободы перемещения капиталов. К сожалению, мы сейчас приходим к пониманию этой необходимости через кризис, а, соответственно, через снижение уровня жизни и дестабилизации бизнеса".

Кроме того, президент остановился на ликвидации так называемых "мыльных пузырей", когда публичная компания выпускает финансовых инструментов больше, чем может обеспечить, и при этом не несет особой ответственности перед акционерами. "Мыльными пузырями" можно назвать многие российские компании, считает директор Института экономики РАН Руслан Гринберг:

"В моем представлении, этому призыву должны последовать не только частные корпорации, но и полугосударственные, и государственные, потому что там тоже существует очень серьезные проблемы, с точки зрения прозрачности, поэтому, проблема в реализации этого призыва, хотя, начинать надо, хотя и это будет очень непростой задачей".

Причем, у компаний с государственным участием непрозрачностью и дисбалансом финансовых инструментов и доходности больше проблем, чем у частных, уверен бизнесмен, основатель Национальной резервной корпорации Александр Лебедев: "Я - акционер «Газпрома» и «Внешторгбанка», и целого ряда крупных компаний с государственным контролем, и «Аэрофлота». Пожалуй, за исключением «Аэрофлота», к остальным пяти-шести точно есть куча вопросов. Если они будут более ответственны, прозрачны, а не посылать акционеров куда подальше, это будет здорово. Что касается частного сектора, их не так много, частных компаний, котируемых на бирже. Им, на самом деле, потруднее, они не имеют защиты государства, поэтому гораздо более лояльно ведут себя по отношению к акционерам".

Искусственное создание имиджа крупной и супернадежной компании, в том числе и через СМИ, не редкость для России, уверен экс-глава Центробанка Виктор Геращенко: "Если взять любимый мной «Внешторгбанк», то, естественно, покупая заграничные банки у правительства за полцены, они себя капитализировали, но от этого-то они лучше не стали, и поэтому иногда получается игра в дутые цифры, но а Роснефть, купила все активы ЮКОС, они были самая большая компания, а что у них внутри - а черт их знает".

Между тем, Медведев, выступая во французском Эвиане, подчеркнул, что все, названные им проблемы, в том числе, и "мыльные пузыри" имеют абсолютно интернациональный характер. И предложил также "укрепить систему управления рисками". По его мнению, иллюзий по поводу бесконечного роста стоимости активов ни у кого быть не должно.