Кирилл Тремасов, директор аналитического департамента Банка Москвы:

— Я думаю, что те резервы, которыми располагает российское правительство, достаточны, чтобы полностью компенсировать отток средств с российских рынков. С августа у нас идет существенный отток капитала, что ухудшает ситуацию с ликвидностью и вызывает напряженность в банковской сфере. Минфин и Центробанк просто замещают своими ресурсами этот капитал. У Минфина, как известно, лимит размещения — 1,5 трлн руб. На сегодняшний день размещено в банках около 700 млрд руб. Мы видим, что банкам эти деньги особенно и не нужны: на предпоследнем аукционе предлагалось 300 млрд на месяц, приняли только 34 млрд. Схема погашения корпоративной задолженности ЦБ-ВЭБ на $50 млрд снимает ключевой риск, присутствующий сейчас в российской экономике. До конца года российским компаниям предстоит заплатить кредиторам от $40 млрд до $50 млрд. Так как западные рынки закрыты, многие компании озабочены тем, где взять эти деньги. И то, что на помощь приходит правительство,— абсолютно правильно в нынешней ситуации. Я думаю, это будет иметь весьма положительный эффект и для экономики в целом, и для банковского сектора.

Сергей Карыхалин, начальник аналитического отдела УК "Капиталъ":

— Ликвидность финансовой системы поддерживается не то чтобы искусственно, но во многом благодаря мерам по рефинансированию банков, принимаемым Минфином и ЦБ. В общем-то это их обязанность, и это вполне естественно для кризисных моментов — аналогичным образом действуют центральные банки во всем мире, дабы избежать системного кризиса в банковской сфере. Пока что распечатывание резервных фондов не началось, государство также еще не покупало акции (ограничившись заявлениями о том, что это возможно), а средства, которые реально могут попасть на рынок,— это $50 млрд, выделяемые ВЭБу для рефинансирования внешних долгов российских компаний. Эта мера вполне разумная и временная — до тех пор пока внешние долговые рынки не откроются вновь для российских компаний. Для поддержания относительно стабильной ситуации до конца года объявленных мер точно хватит, причем остаются ресурсы для дальнейшей поддержки экономики. С другой стороны, говорить о том, когда закончится кризисная ситуация на мировых рынках, трудно и сложно — этого не знает никто. И в случае усугубления и затягивания кризиса накопленных правительством ресурсов в какой-то момент может и не хватить.

Максим Шеин, начальник аналитического отдела ФГ "Брокеркредитсервис":

— На сколько хватит государственных денег, напрямую зависит от того, насколько далеко само государство готово зайти в этом вопросе. Хотелось бы, чтобы до прямой покупки акций дело не дошло. Я полагаю, что вливания продлятся до начала — середины ноября. Конечно, все зависит от мирового фондового рынка — очень важно, чтобы не было серьезных потрясений хотя бы на начальном этапе.

Что касается ВЭБа, то речь идет не о полном погашении задолженности корпораций, а лишь о ее рефинансировании. То есть внешняя задолженность крупных банков и корпораций переводится как бы внутрь — в этом смысле это абсолютно нормальный шаг. В общей сложности за четвертый квартал крупным банкам и корпорациям необходимо погасить задолженность в $30-40 млрд, в следующем квартале — уже существенно меньше. Так что этих денег хватит и на четвертый квартал, и до середины следующего года. Российское правительство, безусловно, делает все, что может, чтобы стабилизировать ситуацию. Возможно, все эти шаги стоило бы предпринять даже раньше. Вмешательство государства в данном вопросе абсолютно оправданно, поскольку никакой иной институт, кроме государства, не в состоянии сейчас решить эти проблемы.

Иван Илюшин, начальник управления аналитических исследований "ВТБ Управление активами":
— Чисто гипотетически ликвидные ресурсы, находящиеся в распоряжении государства, превышают совокупный объем всего корпоративного долга, подлежащего погашению в течение ближайших 12 месяцев, и объем участия иностранных инвесторов в рынке акций в денежном выражении по текущим ценам. Конечно же, государство не должно идти и не пойдет на полное опустошение резервов ради поддержки рынка. С другой стороны, основной объем капитала из России, который мог сбежать, уже, похоже, сбежал. В конце концов, российский рынок сейчас представляет собой очень привлекательную возможность для международного спекулятивного капитала как на рынке акций, так и на долговом рынке. Другое дело, что сейчас мало у кого есть ресурсы и смелость этой возможностью воспользоваться.

Кроме того, далеко не весь корпоративный сектор задыхается от недостатка ликвидности. В банковском секторе, девелопменте, розничной торговле ситуация довольно напряженная. В то же время в сырьевых отраслях накопились существенные "подушки" денежных средств. Судя по многим признакам (рекордный уровень неприятия инвестиционного риска, введение экстренных мер денежными властями и регуляторами по всему миру), мировые рынки в ближайшее время должны упокоиться по крайней мере на несколько недель. Высока вероятность того, что мы уже достигли нижней точки кризиса.

Проблема в том, что при привлечении долговых ресурсов на внешних рынках часто закладывались крупные пакеты акций российских компаний. Снижение рыночной стоимости залога до определенной величины при определенных условиях может спровоцировать необходимость частичного погашения обязательства или реализацию залога по заниженной оценке. Так что экстренное бридж-финансирование действительно направлено на предотвращение кризиса. Хотя, конечно же, это не совсем рыночная мера.

Гиорги Пирцхелава, начальник управления фондовых операций ИК "Велес Капитал":

— Вливание денежных ресурсов в фондовый рынок является одной из мер по стабилизации ситуации. Первым этапом были публичные высказывания руководителей страны. Но они не привели к остановке надвигающегося коллапса. Если финансовые вливания не помогут стабилизировать рынок, то возможен переход к следующему антикризисному шагу, ибо кризис будет носить уже структурный характер. Для исправления структурных перекосов будут ужесточены условия доступа к ресурсам. В этом случае оздоровление структуры экономики будет достаточно быстрым, но болезненным. После чего можно будет перейти к ее росту на сохранившейся экономической базе.

Действия правительства в принципе правильны. Данная мера поможет рефинансировать вложения в ценные бумаги, повысить ликвидность фондового рынка, предотвратить банкротства крупных игроков. Но финансовая поддержка должна поступать всем участникам, которые в ней нуждаются. Если денежные вливания поступят ко всем нуждающимся, то последствия кризиса смягчатся, преодолеть его будет проще по причине повышения ликвидности участников фондового рынка, появления возможности рефинансирования.