Российский Центробанк опубликовал заказанное у компании "Делойт и Туш СНГ" исследование об эффективности действующей системы борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Банкам в России, указывают аналитики, отведена "достаточно пассивная роль", она сводится к регистрации, хранению и передаче информации, которая может оказаться полезной госорганам.

Бремя проведения финансовых расследований в России лежит на Росфинмониторинге, который выступает в роли фильтра по обработке и анализу информации, стоящего между банковской системой и правоохранительными органами. Такие фильтры, отмечают эксперты, предусмотрены и в зарубежных системах, однако там в орган финансовой разведки поступают сведения, уже переработанные самими банками, поскольку они лучше понимают смысл операций своих клиентов.

Главный вывод экспертов: борьба с грязными деньгами в РФ излишне формализована. Эксперты отмечают повышенную степень детализации процедур, описанных в законах и нормативных актах, и жесткую регламентацию деятельности коммерческих банков в этой сфере. Отмечено, что российское законодательство не предоставляет банкам права отказывать клиентам в открытии счета или прекращать обслуживание по счету в одностороннем порядке. Например, непонимание банком экономического содержания деятельности клиента, необычный и запутанный характер сделок законным основанием для отказа в предоставлении услуг банка не являются. Поэтому число сообщений банков финразведке о подозрительных операциях в России в несколько раз больше, чем, например, в США и Великобритании.

Количество сообщений банков в финразведки своих стран (млн):

  • Россия - 8,4
  • США - 1,1
  • Великобритания - 0,22