Новая команда топ-менеджеров Сбербанка последовательно разрушает старую систему его работы — госбанк объявил об отмене обеденных перерывов в своих отделениях. Это приведет не только к росту лояльности среди клиентов банка, но и к увеличению доходов крупнейшего банка страны.

О том, что с 15 октября Сбербанк отменяет обеденные перерывы во всех отделениях Москвы и Санкт-Петербурга, рассказал член правления, старший вице-президент Сбербанка Денис Бугров. По его словам, решение о переходе на непрерывную работу в течение дня было принято после признания успешными результатов пилотного проекта, прошедшего этим летом в трех отделениях Сбербанка в Москве, Нижнем Новгороде и Барнауле. "Подобные изменения в работе мы рассматриваем как один из последовательных шагов в рамках улучшения обслуживания физических лиц,— заверил господин Бугров.— До конца года часовые перерывы в работе офисов будут отменены уже по всей стране, во всех отделениях, имеющих не менее шести операционных окон".

Сейчас филиальная сеть Сбербанка является самой развитой среди всех российских банков. По состоянию на 1 июля 2008 года она состояла из 20 383 подразделений, включая 17 территориальных банков, 783 отделения, 19 583 внутренних структурных подразделения. Последние, в свою очередь, включали 9034 дополнительных офиса, 10 487 операционных касс вне кассового узла и 56 передвижных пунктов кассовых операций.

Изменение графика рабочего дня Сбербанка произошло в рамках проекта "Офис в стиле Lean", который в настоящий момент реализуют для Сбербанка консультанты компании McKinsey. Проект подразумевает оптимизацию всех операционных процессов в банке — от правильной организации рабочего места сотрудников до внедрения новых стилей работы с клиентами, пояснила представитель отделения Сбербанка в московском районе Бирюлево Галина Болтасева, где проходил пилотный проект. Несмотря на отмену перерыва в обслуживании клиентов, сотрудники Сбербанка получили возможность плавающего перерыва на обед — в период с 12 до 16 часов каждый сотрудник имеет часовой перерыв, а время ухода на обед будет определяться старшим сотрудником отделения во время утренней пятиминутки. Кроме того, в каждом отделении Сбербанка теперь будет введена должность администратора зала, в обязанности которого будут входить консультации по предоставляемым услугам и "изменение архитектуры очередей".

Одновременно с отменой обеденного перерыва в Сбербанке вводят режим жесткой экономии для сокращения затрат. "В офисах банка будет сокращено число принтеров и копировальных машин во избежание чрезмерной траты бумаги",— рассказал сотрудникам Сбербанка его президент Герман Греф в теперь уже традиционном ежемесячном письме ко всем сотрудникам. В качестве примера он привел крупнейших игроков банковского рынка: "Американская финансовая корпорация Citigroup объявила о введении режима жесткой экономии в целях сокращения расходов. В соответствии с новыми требованиями на заседаниях и встречах сотрудников банка запрещено использование цветных ксерокопий". Уже сейчас, по словам Галины Болтасевой, все договоры с физическими лицами в Сбербанке распечатываются на бумаге с двух сторон, а процесс замены сберкнижки из 20 действий сокращен до одного — погашения старой книжки дыроколом.

По общему мнению аналитиков, переход Сбербанка на новые принципы работы, давно принятые во всех крупнейших организациях, положительным образом отразится не только на качестве обслуживания клиентов, но и на потенциальных доходах. "Самый очевидный эффект — это увеличение числа обслуживаемых клиентов,— говорит аналитик "Уралсиба" Леонид Слипченко.— При этом в банк вернутся не только старые клиенты, но и новые". "В ситуации, когда банк платит сравнительно низкие доходы по депозитам, привлечь клиентов он может надежностью и удобством обслуживания,— говорит аналитик "ВТБ-Капитала" Дмитрий Дмитриев.— С первым у Сбербанка все в порядке, а переходом на непрерывную работу в течение дня он увеличит число проводимых операций, а значит, и потенциальный комиссионный доход с них". Именно на такой эффект рассчитывают в Сбербанке. "Банк надеется стать более востребованным у клиентов, что в итоге скажется на его доходах и доле рынка",— пояснил Денис Бугров.