В арбитражный суд города Москвы поступило исковое заявление от компании, обвиняющей ВТБ 24 в ущербе, нанесенном деловой репутации. Истец полагает, что не получил кредит из-за того, что банк оценивал его как заемщика только на основании информации службы собственной безопасности, которой затем поделился с другими банками. По мнению участников рынка, это первое дело, когда отвергнутый заемщик выступил против общепринятой банковской практики.

Сообщение о том, что ООО "Велоцентр" подало иск о защите деловой репутации на сумму 30 млн руб. против банка ВТБ 24, было размещено на сайте Московского арбитражного суда в пятницу. По словам генерального директора "Велоцентра", торгующего велосипедами в Люберцах, Игоря Захарова, компания с 2006 года трижды тщетно пыталась получить кредит на развитие бизнеса в банке ВТБ 24. Последний отказ, датированный 7 апреля 2008 года, компания получила в письменном виде. В письме говорится, что банк оставляет за собой право не раскрывать причины отказа в предоставлении ресурсов. По словам Игоря Захарова, он обращался за кредитом и в другие банки, в частности в Сбербанк, Русь-банк, Промсвязьбанк, Абсолют банк, где также получил отказ. По его же словам, он попросил некое лицо, близкое к службе собственной безопасности банка ВТБ 24, выяснить причину отказа в кредите. "Мне сказали, что на закрытом сайте для служб безопасности размещена информация от имени ВТБ 24 обо мне как о неблагонадежном заемщике",— говорит Игорь Захаров. На запрос люберецкой городской прокуратуры, инициированный господином Захаровым, из ВТБ 24 пришел ответ о том, что "банк не обладает информацией о фактах наличия неплатежеспособности или судебных исков, связанных с истребованием кредиторской задолженности относительно ООО "Велоцентр"".

В пресс-службе банка ВТБ 24 сказали, что копии искового заявления еще не получили, однако сослались на право банка не объяснять потенциальному заемщику причины отказа в выдаче кредита. "Причин может быть миллион: плохая кредитная история, несостоятельный бизнес-план, отсутствие залога",— поддержал коллег член правления Юникредитбанка Евгений Ретюнский.

В банках не отрицают, что одной из первых причин отказа в кредите может быть отрицательная рекомендация служб собственной безопасности. "Как правило, банки пользуются услугами бюро кредитных историй и информацией собственных служб,— говорит вице-президент, директор департамента кредитования малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка Елена Махота.— Мелкие банки часто ограничиваются информацией своих служб о заемщике". Информацию об обмене сведениями между службами собственной безопасности банков подтвердил  источник в банковских кругах, подчеркнув, что "это частная практика, основанная на личном знакомстве сотрудников". Однако случая, когда отвергнутый заемщик обратился бы в суд, защищая деловую репутацию, пострадавшую от этой практики, участники рынка не смогли вспомнить.

По оценкам юристов, шансы выиграть дело у фирмы "Велоцентр" невысоки. "Дела о защите деловой репутации всегда сопряжены с понятием публичности,— говорит адвокат бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры" Наталья Щербакова.— Если репутацию опорочили на каком-то недоступном сайте, то о публичности речь не идет". С ней согласен партнер юридической компании "Яковлев и партнеры" Игорь Дубов. "Истцу потребуется доказать распространение негативной информации, а сделать это будет практически невозможно",— добавляет он. Если "Велоцентр" выиграет дело и в суды начнут обращаться другие неудачливые заемщики, по мнению участников рынка, это не заставит банки отказаться от использования информации служб собственной безопасности. "Думаю, они просто начнут еще осторожнее относиться ко всякого рода утечкам о деятельности своих служб",— считает Елена Махота.