Обращение цифрового рубля подведут под антиотмывочные требования - законопроект

В частности, пользователей будут так же, как и клиентов банка, ранжировать на платформе "Знай своего клиента" по трем уровням риска - по так называемому принципу светофора.

Госдума приняла в первом чтении новый объемный блок поправок в "антиотмывочный" закон 115-ФЗ, направленных на распространение антиотмывочных требований на обращение цифрового рубля (576830-8). Законопроект был ранее внесен группой депутатов.

Авторы законопроекта поясняют, что в 2023 году внесены изменения в законодательство, направленные на внедрение в оборот цифрового рубля. При этом до сих пор не предусмотрено исполнения "антиотмывочных" требований при совершении операций с цифровыми рублями. Поэтому требования антиотмывочного закона предложено распространить на кредитные организации – участников платформы и оператора платформы цифрового рубля.

Законопроектом предусматривается вовлечение как кредитных организаций – участников платформы,
так и непосредственно оператора платформы (Банка России) в соблюдение антиотмывочных требований. За ЦБ закрепляются следующие основные обязанности:

  • на постоянной основе реализовывать «противолегализационную» политику на платформе;
  • при приеме на обслуживание и обслуживании пользователей платформы оценивать уровень риска совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя платформы (за исключением кредитных организаций) к одной из трех групп риска;
  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств;
  • проверять наличие среди пользователей платформы организаций и физлиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств;
  • представлять в Росфинмониторинг сведения:
    • об операциях с цифровыми рублями, подлежащих обязательному контролю (перечень таких операций будет определяться соглашением между Банком России и Росфинмониторингом);
    • о подозрительных операциях (подозрительной деятельности);
    • об операциях, приостановленных в соответствии с антиотмывочным законом;
    • о случаях расторжения договора счета цифрового рубля с пользователем, отнесенным к высокой степени риска;
  • по запросу Росфинмониторинга;
    • отказаться от заключения договора счета цифрового рубля с юрлицом или ИП, который отнесен в платформе «Знай своего клиента» к группе высокому уровню риска, а также с лицами, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
    • расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы в случаях:
      • отнесения оператором платформы пользователя к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
      • применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
  • вести информационное взаимодействие с участниками платформы и пользователями платформы.

Одновременно оператор платформы наделяется следующими основными правами:

  • отказаться в определенных случаях от заключения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы;
  • отказать в совершении операции с цифровыми рублями в случае, если у работников оператора платформы возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы цифрового рубля в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операций с цифровыми рублями.

Законопроект также предусматривает иные права и обязанности оператора платформы.

Устанавливается механизм обжалования принятых оператором платформы решений, аналогичный тому механизму, который действует в настоящее время в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. За участниками платформы (кредитными организациями) сохраняется требование о проведении идентификации клиентов – пользователей платформы, а также закрепляется обязанность передавать их идентификационные данные оператору платформы.

Также законопроектом предусматривается новый вид обязательного контроля для кредитных организаций – участников платформы цифрового рубля, обусловленный совершением операций по зачислению и списанию денежных средств на счет (со счета) цифрового рубля и соответственно списанием и зачислением указанных средств с банковского счета или электронного кошелька (на банковский счет или электронный кошелек) клиента, также сказано в пояснительной записке.