
Например, на суммы налогов до 300 рублей налоговые уведомления гражданам будут приходить раз в три года. Но платить все равно надо. Перерасчет налогов гражданам будут делать по заявлению единой формы, которая заменит все существующие варианты. И еще - налоговики будут получать больше сведений о нецелевом использовании земли.
Вчера Госдума приняла и Совфед одобрил один большой налоговый законопроект – о "совершенствовании" налоговой системы, а на подходе – а именно, готов ко второму чтению – второй большой налоговый законопроект: о реализации основных направлений налоговой политики (577665-8). Частично его новую версию мы на днях уже осветили – рассказали, что он в общем и целом готовит для граждан.
Меньше писем, больше обмена
Налоговая служба со своей стороны также сообщила о новых поправках, попутно разъясняя, что власти имели в виду, например, ограничивая рассылку налоговых уведомлений гражданам. Это делается для оптимизации бюджетных затрат на почтовые расходы – заказные письма с налоговыми уведомлениями будут посылать, только если общая сумма налогов гражданина достигла 300 рублей, а если не достигла – уведомления будут слать по почте не чаще одного раза в три года (хотя будут и исключения).
Добавим: сейчас указанный порог – 100 рублей. Надо полагать, что отсутствие налогового уведомления при маленькой сумме не означает, что платить не надо – таких освобождений от уплаты налогов законопроект не предусматривает.
С 2025 года планируется ввести информационный обмен между ФНС России и СФР сведениями о многодетных семьях в целях беззаявительного предоставления налоговых льгот членам таких семей.
Перерасчет
Предлагается усовершенствовать процедуру перерасчета налогов на имущество, исчисленных в налоговых уведомлениях. Для этого с 2025 года вводится отдельное заявление. Оно будет иметь универсальный характер и заменит собой заявления о предоставлении налоговой льготы, о гибели или уничтожении объекта налогообложения, о прекращении исчисления налога в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением) и тому подобные.
С заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие основания для перерасчета налога, в том числе о характеристиках объекта налогообложения, условиях для освобождения от уплаты налога. Заявление может представляться в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, сайт ФНС России, МФЦ, почтой и так далее. Если документы-основания в налоговом органе отсутствуют, например, не представлены налогоплательщиком, налоговый орган запрашивает сведения, подтверждающие основания перерасчета налога, у имеющих их органов и лиц. Общий срок рассмотрения заявления устанавливается в 30 дней. По результатам рассмотрения налогоплательщику направляется уведомление о перерасчете налога либо мотивированное сообщение об отказе в нем.
Если сумма ранее исчисленного налога изменилась, налоговый орган направит налоговое уведомление, сформированное в связи с перерасчетом. Исключение – случаи, предусмотренные НК РФ: например, если сумма налога к уплате в результате перерасчета отсутствует.
Также вводится правило о проактивном перерасчете налогов. Если налогоплательщик не представил заявление, он проводится на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами за период, в котором возникло основание для этого. Например, в рамках межведомственного взаимодействия получены сведения о льготном статусе налогоплательщика.
Всё о земле
Исходя из практики Верховного суда с 2025 года планируется представление органами госземнадзора (Россельхознадзор, Росреестр) и муниципального земельного контроля в налоговые органы дополнительных сведений о выявленных нарушениях в части использования земельных участков не по назначению, что влияет на применяемую налоговую ставку. В частности, это будет информация из постановлений по делам об административных правонарушениях, из решений судов, предписаний и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, актов прокурорского надзора и тому подобные.
ФНС при этом привела определение ВС 305-ЭС23-27186, из которого, как мы ранее рассказали, следует, что кусты и болота опровергают сельхозиспользование земли даже невзирая на то, что основным видом деятельности организации является сельхозпроизводство. Кроме того, "прикрытие" в виде ТСН не работает при сдаче земли в аренду, несмотря на вид разрешенного использования и прочие внешние признаки, позволяющие предположить основания для льготы. Но, чтобы налоговики сделали свои выводы, им нужно в подобных случаях больше информации. Минфин со своей стороны ранее в письмах говорил о том, что НК не устанавливает перечня документов, которые могут принимать во внимание налоговики. Так что возможны любые "бумаги", например, акты рейдовых осмотров, материалы проверок правоохранительных органов и так далее.
Также в рамках законопроекта предлагается регламентировать информационный обмен ФНС России с Минсельхозом России – оператором ФГИС учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним. Это позволит оперативно и экстерриториально учитывать для целей исчисления транспортного налога сведения о тракторах, самоходных машинах, снегоходах и других видах специализированной техники. В настоящее время такие сведения передаются органами гостехнадзора в налоговые органы на региональном уровне.