С 25 июля заработает механизм возврата похищенных мошенниками денег

С 25 июля вступит в силу федеральный закон, который позволяет вернуть деньги, переведенные мошенникам. Это будет возможно в тех случаях, когда банковская защита не сработала и средства ушли на счет из специальной базы данных ЦБ. Новый механизм станет частью системы защиты цифровых прав граждан, которая сейчас выстраивается. Так, МВД разработало законопроект об уголовной ответственности дропов - подставных лиц, помогающих выводить чужие финансы. Но борьбе с киберугрозами пока не хватает координации. Банки, маркетплейсы и операторы связи зачастую перекладывают ответственность друг на друга. При этом все участники рынка сетуют на низкий уровень "цифровой гигиены" среди клиентов.

Число виртуальных афер растет вместе с развитием электронных сервисов. В 2023-м было совершено 677 тысяч киберпреступлений, а за четыре месяца этого года - уже более 240 тысяч, сообщил заместитель начальника следственного департамента МВД РФ Данил Филиппов на сессии ПМЭФ. Ущерб от них достиг 156 миллиардов рублей - это больше всего бюджета, выделяемого на кибербезопасность в России (143 миллиарда).

Правоохранители видят выход в ужесточении ответственности.

- Например, так называемые дропы и дроповоды используют для совершения преступлений механизмы, разработанные для удобства людей. Мы предлагаем ввести уголовную ответственность за оформление и передачу банковской карты третьим лицам в преступных целях. Законопроект уже направили в правительство, где он дорабатывается. Приведу пример: когда в 2022 году в России перестали работать карты международных платежных систем, у нас целый месяц не было киберпреступлений. Мошенники не могли выводить средства - это низовое звено просто перестало работать, - пояснил Данил Филиппов.

Тем временем банки уверяют, что вовсю выставляют заслоны на пути мошенников.

- Когда клиент совершает обычную операцию по переводу денег в мобильном телефоне, он даже не догадывается, что в эти доли секунды банк проводит "доследственную проверку", - отметил представитель одной из финансовых организаций Георгий Горшков. - Мы выясняем, типичная ли это операция для него, не находится ли получатель в списке мошенников. Только после этого денежный перевод уходит по назначению. В первом квартале 2024 года зафиксировано три миллиона подозрительных операций. Большинство из них оказались нормальными, но были и мошеннические.

В последнее время банки выявляют криминал не только техническими средствами, но и при очном общении с клиентами. Дело в том, что мошенники все чаще вынуждают своих жертв брать кредиты, а те приходят за ними в финансовые организации.

- В прошлом году 75 процентов попыток мошенничества совершалось в онлайн-среде и только 25 процентов - в банковских отделениях. Но в начале 2024 года ситуация зеркально изменилась: с использованием мобильных приложений теперь совершается менее четверти таких преступлений. А основная масса переместилась в физическую сеть, и сотрудники банков стали последней линией обороны. У них есть методички, они знают, как поговорить с клиентом, чтобы вывести его фактически из транса, - рассказал Георгий Горшков.

При этом первой линией защиты от злоумышленников остаются сами граждане, отмечают эксперты. Они должны беречь свои персональные данные и не вестись на уловки. Но цифровая грамотность - и всеобщая, и личная - оставляет желать лучшего. Человек может защитить диссертацию по кибербезопасности, а потом сдать все "пароли и явки" ради интернет-распродажи.

Однако люди не виноваты в том, что их информацию не украл только ленивый.

- Надо признать, что никакой приватности частной цифровой жизни сегодня не существует, - считает представитель другого банка Сергей Лебедь. - Количество утечек персональных данных измеряется уже миллиардами записей. В цифровом мире невозможно спрятаться, любое действие в нем фиксируется. Пользователи оставляют следы на серверах, в приложениях и соцсетях. При этом владельцы таких площадок принуждают открывать свой профиль, приглашать друзей, искать группы по интересам - все это создает огромные возможности для сбора персональных данных.

По оценкам специалистов, в ближайшее время построить надежную систему цифровой приватности уже не получится, поскольку утекшие данные невозможно удалить из интернета. Но надо думать о будущем и строить такую защиту, полагает Сергей Лебедь.

Тем временем операторы связи ссылаются на то, что мошенники придумывают все новые схемы обмана.

- Если мы ищем какую-то "серебряную пулю" против криминального бизнеса - запрет "приземлять" звонки или подменять номера, - то ее просто нет, - полагает представитель телекоммуникационной компании Игорь Ляпунов. - Операторы связи уже давно не подменяют номера. Но каждый месяц возникает совершенно новая модель "заведения" зарубежных звонков в Россию и вывода денег - например, через виртуальные АТС. Это постоянное соревнование "брони и снаряда". Мы можем только реагировать на новые способы мошенничества, совершенствовать технологии. В частности, экспериментируем с искусственным интеллектом.

Надежда на победу в этой борьбе есть, считают специалисты. Так, в прошлом году мобильные операторы и банки стали вместе создавать национальную платформу по противодействию мошенничеству. Предполагается, что будет налажен безопасный способ обмена данными о выявленных мошенниках, дропах и новых криминальных схемах.

Кстати

Чтобы воспользоваться механизмом возврата похищенных средств, который заработает с 25 июля, после их перевода надо как можно скорее обратиться в банк или органы внутренних дел. Тогда финансовая организация сможет приостановить движение денежных средств по тому счету, на который они были перечислены. Это называется "периодом охлаждения".