От присвоенной категории риска зависит периодичность проведения контрольных мероприятий.

У бизнеса появилась возможность оспорить присвоенную объекту контроля категорию риска нарушения обязательных требований через портал госуслуг, пишет сайт правительства со ссылкой на зампреда Дмитрия Григоренко.

Для подачи заявления об изменении категории риска используется уже существующий сервис досудебного обжалования решений контрольных органов. Нормативный срок рассмотрения такого заявления составляет 5 рабочих дней.

Категории риска нарушения обязательных требований были установлены федеральным законом о госконтроле, который вступил в силу в 2021 году. Этот закон ввёл новое регулирование контрольно-надзорной деятельности за счёт утверждения единых базовых правил и принципов для всех видов контроля.

Ключевым изменением в рамках нового регулирования стало внедрение риск-ориентированного подхода. Его цель – проверка проводится только тогда, когда существует риск нарушения законодательства.

Для плановых проверок было установлено шесть категорий риска объектов контроля: низкий, умеренный, средний, значительный, высокий и чрезвычайно высокий. В зависимости от присвоенной категории определяется периодичность проведения контрольных мероприятий.

Вместе с тем, в 2023 году действует мораторий на проверки бизнеса. Он предусматривает, что контрольные мероприятия проводятся только в отношении двух категорий риска объектов контроля. Количество таких объектов составляет менее 15% от общего числа.

Посредством системы обжалования «мы собираем обратную связь от предпринимателей, чтобы понимать, как система работает на практике, комфортны ли такие условия. По сути, сервис позволяет бизнесу говорить, что ему нужно и какие направления нам необходимо улучшать в первую очередь», – отметил Дмитрий Григоренко.

Воспользоваться сервисом досудебного обжалования решений контрольных органов может как ИП или компания, так и физическое лицо. Общий нормативный срок рассмотрения жалобы на решение контрольного органа в рамках механизма досудебного обжалования составляет 20 рабочих дней. На практике заявители получают ответ на обращение быстрее. С момента запуска сервиса фактический срок рассмотрения жалобы на решения контрольных органов постоянно снижается – с 15 дней в среднем в 2021 году он сократился до 11 дней в 2023 году.

Данные об обжалованиях автоматически загружаются в единую цифровую систему. В ней представлена детальная информация о контрольной деятельности в масштабе всей страны. Все сведения систематизированы по видам надзора, по контролирующему органу, по территории, виду деятельности, причинам выхода на проверку и другим показателям. За счёт этого единая цифровая платформа позволяет государству эффективно собирать обратную связь и использовать её для совершенствования контрольно-надзорной деятельности.