Дефицит бюджета может на 2–2,5 трлн превысить заложенные в финансовый план показатели и достичь 5 трлн рублей, ожидают опрошенные «Известиями» аналитики. Причины тому — снижение нефтегазовых доходов, глобальная рецессия и геополитическая обстановка. По данным Минфина, только в январе недостача казны составила 1,76 трлн при запланированных 3 трлн дефицита на весь 2023 год. О чем это говорит и как будут финансировать недостачу — в материале «Известий».

Чем покрывать

По предварительной оценке Минфина, федеральный бюджет в январе исполнен с дефицитом в 1,76 трлн рублей — это в 14 раз больше показателей начала 2022 года (125 млрд рублей). Кроме того, недостача казны в первом месяце 2023-го уже превысила 60% от годового плана (2,9 трлн).

В частности, объем доходов составил 1,4 трлн рублей — на треть меньше, чем в прошлом январе. Сильнее всего сократились нефтегазовые поступления — на 46%, до 426 млрд рублей. По оценкам Минфина, это главным образом связано со снижением цен на нефть Urals, а также с сокращением объемов экспорта природного газа.

Ненефтегазовые доходы сократились к январю 2022-го на 28%, составив 931 млрд рублей. Основная причина — снижение поступлений налога на добавленную стоимость (НДС) почти вдвое по сравнению с прошлым годом до 379 млрд, следует из данных министерства. Оно связывает это с введенным в апреле ускоренным порядком возмещения НДС. Вдобавок на 72 млрд сократились поступления налога на прибыль.

А вот расходы в январе превысили показатели аналогичного периода 2022-го на 59% и составили 3,1 трлн рублей. Тем самым в первый месяц 2023-го удалось исполнить около 11% от общей запланированной суммы трат бюджета на год (29 трлн рублей). Это объясняется оперативным заключением контрактов и проведением авансовых платежей по ряду из них, сказали в Минфине.

Предварительная оценка исполнения расходов федерального бюджета за январь соответствует запланированной динамике, заявили «Известиям» в пресс-службе Минфина. Это в совокупности с использованием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность России, добавили там.

По данным ведомства, 1 февраля 2023-го объем ФНБ составил 10,8 трлн рублей, или 7,2% ВВП, прогнозируемого на этот год. «Копилка» подросла на 373 млрд по сравнению с январскими показателями (10,4 трлн).

Ликвидной части ФНБ хватит на финансирование дефицита на ближайшие несколько лет, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его словам, из фонда в госбюджет может быть направлено около 2 трлн рублей.

— Вероятно, Минфин будет финансировать недостачу за счет внутренних заимствований и средств ФНБ примерно поровну. В 2022 году ведомство сумело привлечь на внутреннем долговом рынке 3,3 трлн рублей, то есть практически закрыло весь дефицит за счет облигаций федерального займа (ОФЗ). Ожидается, что в 2023-м министерство также сумеет привлечь посредством ОФЗ около 3 трлн, — добавил эксперт.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Согласно закону о бюджете, доходы на 2023 год запланированы в размере 26,1 трлн рублей, расходы — 29 трлн и, соответственно, дефицит составит 2,9 трлн, или 2% ВВП. По итогам 2022-го бюджет был исполнен с недостачей в 3,3 трлн, хотя Минфин прогнозировал профицит в 1,3 трлн.

Набирает обороты

Дефицит бюджета в 2023 году может оказаться выше, чем запланированные 2,9 трлн рублей, и достичь 5 трлн, ожидает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Такой сценарий будет возможен при обвале цен на нефть, очередном витке пандемии или новых внешних угрозах, добавила она.

Недостача будет на 2–2,5 трлн больше плановой и составит около 5 трлн, согласился главный аналитик ПСБ Денис Попов. Он добавил: основной причиной роста дефицита станет увеличение расходов казны до объема 2022 года (31 трлн).

Траты из госбюджета по итогам года могут составить 30–32 трлн рублей, при этом дефицит будет на уровне около 4,4 трлн, считает Михаил Васильев из Совкомбанка. На это повлияют повышенная неопределенность внешних условий, недобор нефтегазовых доходов и вероятность глобальной рецессии.

В то же время растущая недостача, вероятно, приведет к увеличению спроса и повышению инфляции вплоть до 7% на конец 2023-го, продолжил он. Между тем ЦБ указал, что чем мягче будет бюджетная политика (больше расходов бюджета), тем жестче будет монетарная (выше ставка) — это нужно, чтобы снизить темпы роста цен, напомнил эксперт.

— Мы ожидаем рост инфляции во втором полугодии до 7–7,5%. В прогноз заложено влияние дефицита бюджета, а также ослабление курса рубля до 75–80 рублей за доллар к концу года на фоне начала покупок юаня в ФНБ в рамках бюджетного правила, — отметил Денис Попов.

Если нефтегазовые доходы будут постоянно недотягивать до заложенных в план показателей, то в рамках бюджетного правила Минфин будет продавать валюту из ФНБ, объяснил ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин. При неблагоприятном сценарии этот механизм будет сглаживать ослабление рубля, а в противоположном — ограничивать его рост, добавил он.

Ослабление рубля может сработать в пользу увеличения доходов бюджета, однако важно, чтобы это ослабление было управляемым, подчеркнула Наталья Мильчакова. По ее словам, избыточная девальвация нацвалюты не будет выгодна никому — ни экспортерам, ни населению, ни казне.