Российские крупные и средние предприятия за девять месяцев 2022 года увеличили свои коммерческие и управленческие расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, на 2,1 трлн руб., до рекордных 18,9 трлн руб. – подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Средние затраты в пересчете на каждое предприятие выросли на 9,7%, составив 328,5 млн руб.

Расходы на продвижение продукции и административно-управленческий функционал особенно заметно возросли в сферах торговли, обрабатывающей промышленности, добычи полезных ископаемых, транспортировки и хранения, а также в области профессиональной, научной и технической деятельности. Суммарно эти пять макроотраслей обеспечили более 80% прироста всех корпоративных трат.

Среди регионов наибольший рост расходов произошел у предприятий в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Кемеровской области, Краснодарском крае, Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Татарстане, Красноярском крае и Новосибирской области.

Расходы вне производства

Аналитики использовали данные Росстата по форме № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», которую предоставляют все юридические лица, кроме малого бизнеса, банков, страховых компаний, государственных и муниципальных учреждений.

К коммерческим расходам относятся затраты, связанные с отгрузкой и реализацией товара (маркетинг и реклама, упаковка, транспортировка, аренда торговых и складских помещений, амортизация торгового оборудования, сертификация продукции, зарплата продавцов, представительские расходы и др.). Размер коммерческих расходов напрямую зависит от специфики бизнеса. Для сферы услуг они, как правило, минимальны и в основном сводятся к рекламе и продвижению. У производственных предприятий коммерческие расходы включают затраты на хранение и отгрузку. Для торговых компаний коммерческие расходы имеют наибольший удельный вес, так как охватывают почти все затраты.

Управленческие, или общехозяйственные, расходы – это затраты, которые не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей, но необходимы для функционирования предприятия. К ним относятся затраты на содержание административных помещений, расходы на приобретение офисного оборудования и канцелярии, зарплата административно-управленческого персонала. Управленческие расходы также могут существенно отличаться в зависимости от специфики бизнеса. Коммерческие и управленческие расходы не включают в себя себестоимость проданных товаров, работ и услуг.

За девять месяцев 2022 года коммерческие и управленческие расходы российских крупных и средних предприятий увеличились относительно аналогичного периода предшествующего года на 12,3%, достигнув 18,9 трлн руб. Это абсолютный максимум для рассматриваемого периода. Однако динамика прироста расходов оказались ниже среднемесячной инфляции, составившей 14,3%. Средние расходы на одну компанию выросли еще меньше – на 9,7%, c 299,4 млн руб. до 328,5 млн руб.

«Инфляционные процессы, нестабильность спроса, рост производственных и логистических издержек в 2022 году вынудили предприятия существенно нарастить траты. Тем не менее по сравнению с предшествующим годом рост расходов на коммерцию и общехозяйственные нужды замедлился. Так, в 2021 году, в период постпандемийного восстановления экономики, соответствующие траты увеличились сразу на 18,4%. Сейчас же бизнес в условиях неопределенности стремится сэкономить там, где это возможно. Поэтому доля коммерческих и управленческих расходов в выручке предприятий за год сократилась с 11,1% до 10,9%, что является минимальным показателем за последние пять лет. Это позволило увеличить рентабельность продаж с 13,5% до 15,4%, хотя с каждым следующим кварталом «санкционного года» рентабельность снижалась. При этом надо учитывать, что основные прибыли были сконцентрированы в сырьевом секторе», – указывает президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Доля коммерческих и управленческих расходов в выручке за январь – сентябрь по годам

Региональные отличия

Коммерческие и управленческие расходы предприятий выросли практически во всех регионах. Наиболее заметный рост наблюдался в экономически развитых и индустриализированных субъектах. Абсолютным лидером стала Москва, где бизнес нарастил траты на 609,9 млрд руб., что составляет 29,4% от общестранового прироста корпоративных расходов. Далее с большим отрывом следуют Подмосковье (+152,2 млрд руб.; суммарно на Московскую агломерацию пришлось около 37% общероссийского прироста расходов бизнеса), Санкт-Петербург (+125,3 млрд руб.), Кемеровская область (+116,8 млрд руб.), Краснодарский край (+111 млрд руб.), Свердловская область (+75,5 млрд руб.), Ханты-Мансийский автономный округ (+67,7 млрд руб.), Татарстан (+54,9 млрд руб.), Красноярский край (+49,7 млрд руб.) и Новосибирская область (+49,2 млрд руб.).

Регионы с наибольшим приростом корпоративных расходов в январе – сентябре 2022 г., млрд руб.

Лишь в пяти регионах коммерческие и управленческие расходы крупного и среднего бизнеса сократились. Антилидерами стали Калужская область (–31,1 млрд руб.) и Калининградская область (–8,5 млрд руб.), пострадавшие из-за остановки автопрома, а также Кабардино-Балкария (–3 млрд руб.), Астраханская область (–2,2 млрд руб.) и Калмыкия (–0,6 млрд руб.). Кроме того, минимальный номинальный рост расходов был зафиксирован в Ненецком автономном округе (+77 млн руб.), Еврейской автономной области (+0,46 млрд руб.), Ингушетии (+0,46 млрд руб.) и Северной Осетии (+0,52 млрд руб.), а также Республике Алтай (+0,76 млрд руб.).

Регионы с наименьшим приростом либо сокращением корпоративных расходов в январе – сентябре 2022 г., млрд руб.

В среднем на компанию

Наибольшие расходы в среднем на одно предприятие понес бизнес Ямало-Ненецкого автономного округа – 837,4 млн руб., в этом регионе преобладают крупные нефтегазовые производства. Немногим меньше составили средние корпоративные расходы в Санкт-Петербурге (777,1 млн руб.), где бизнес гораздо более диверсифицирован. Далее следуют угледобывающая Кемеровская область (600 млн руб.) и Москва (529,3 млн руб.). В десятку также вошли Ханты-Мансийский автономный округ (484,1 млн руб.), Московская область (428,6 млн руб.), Республика Коми (418,4 млн руб.), Краснодарский край (354,5 млн руб.), Якутия (350,2 млн руб.) и Вологодская область (338,1 млн руб.).

Регионы с наибольшими корпоративными расходами на одно предприятие в январе – сентябре 2022 г., млн руб.

Существеннее всего в относительном выражении выросли средние корпоративные расходы у предприятий в Хакасии (на 56,2%, до 333 млн руб. на одну компанию), Карелии (+52,7%, до 196 млн руб.), Тыве (+45,5%, до 82,3 млн руб.), Адыгее (+45,3%, до 76 млн руб.), Мурманской области (+43,9%, до 328,1 млн руб.), Ингушетии (+41,1%, до 58,3 млн руб.), Чечне (+38,8%, до 80,2 млн руб.), Кемеровской области (+38,1%, до 600 млн руб.), Карачаево-Черкесии (+38%, до 108,1 млн руб.) и Липецкой области (+37,6%, до 337,4 млн руб.).

Регионы с наибольшим ростом корпоративных расходов на одно предприятие в январе – сентябре 2022 г.

Отраслевые траты

Основной рост коммерческих и управленческих расходов коснулся сфер торговли и обрабатывающей промышленности: увеличение затрат год к году составило 753,4 млрд руб. и 438,9 млрд руб. соответственно. На две эти макроотрасли пришлось более половины всего прироста корпоративных трат на продвижение продукции и хозяйственное обеспечение. Также значительно возросли сметы в добыче полезных ископаемых (+305,7 млрд руб.), транспортной отрасли (+120,9 млрд руб.) и сфере профессиональной, научной и технической деятельности (+94,3 млрд руб.).

Средние затраты на реализацию товаров и управление бизнесом крайне разнятся в зависимости от отрасли. Так, добывающие предприятия за девять месяцев 2022 года тратили на эти цели в среднем 978,4 млн руб., то есть почти миллиард рублей. Несколько ниже были расходы у торговых организаций (695,7 млн руб. на одно предприятие). Затем по нисходящей идут предприятия обрабатывающей промышленности (449 млн руб.), электроэнергетики (381,8 млн руб.), информации и связи (295,6 млн руб.).

Меньше всего расходов понесли образовательные учреждения (15,1 млн руб.), предприятия ЖКХ в области водоснабжения и обращения с отходами (29,4 млн руб.), предприятия сферы услуг (43,4 млн руб.), бизнес в сфере недвижимости (56,6 млн руб.), а также сельскохозяйственные предприятия (60,6 млн руб.). Таким образом, межотраслевая разница в корпоративных расходах на предприятие доходит до 65 раз.

Коммерческие и управленческие расходы в среднем на одно предприятие отрасли в январе – сентябре 2022 г., млн руб.

* Сюда относятся лизинговые, факторинговые, брокерские и другие финансовые компании, за исключением банков и страховых организаций.