Представители рекламного бизнеса неоднозначно восприняли изменения в Федеральный закон "О рекламе", принятые Госдумой РФ в первом чтении. Предприниматели опасаются, что новации могут привести к массовому банкротству рекламных компаний, безработице и снижению поступлений в региональные бюджеты.

Согласно пояснительной записке к законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", он разработан для обеспечения равных условий распространения цифровой рекламы, нивелирования последствий санкций в отношении РФ, а также для защиты национальных интересов страны в связи с рисками распространения недостоверной информации и кибератаками.

По мнению автора законопроекта, заместителя председателя комитета Госдумы по экономической политике Артема Кирьянова, наиболее уязвимые сектора в информационной сфере – наружная реклама на цифровых носителях, на транспорте и электронные доски с объявлениями, где физические лица размещают существенный массив информации, который может быть использован недружественными странами для нанесения ущерба РФ, а также российским юридическим и физическим лицам. Поэтому должен действовать особый режим распространения цифровой наружной рекламы, установки цифровых рекламных конструкций и размещения электронных объявлений физлиц.

Для достижения этих целей предлагается определять единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений, который будет устанавливать и эксплуатировать эти конструкции с учетом требований безопасности. Причем единый оператор сможет на 30 лет без торгов заключать договоры на установку и эксплуатацию цифровых рекламных конструкций на земле, зданиях и транспорте, принадлежащих государству, а также формировать схемы их размещения. Что касается физлиц, то с принятием закона публиковать объявления о продаже авто, квартир, товаров и услуг они смогут тоже лишь на специальном интернет-ресурсе, который создаст единый оператор, а не на сервисах типа Авито, Авто.ру или ЦИАН, как сегодня.

Однако такой расклад представителей бизнеса не устроил. Ярославские, владимирские, тверские, костромские рекламщики и их коллеги из других регионов обратились к своим бизнес-омбудсменам, в органы власти всех уровней, к депутатам с просьбой поднять вопрос об отзыве законопроекта из Госдумы. К примеру, ярославские операторы наружной рекламы считают, что российская рекламная отрасль и сейчас достаточно законодательно регламентирована, а государство полностью контролирует размещаемую операторами информацию. Исключительное монопольное положение единого оператора, по мнению предпринимателей, приведет к массовому банкротству, ликвидации сотен компаний и безработице. "Кроме того, пострадают регионы, которые лишатся поступлений в бюджеты из-за отмены торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций", – считают бизнесмены.

Операторы наружной рекламы считают, что отрасль и сейчас достаточно законодательно регламентирована

По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфира Бакирова, законопроект подобным образом восприняли не только предприниматели, но и многие эксперты. В частности, против его принятия выступили "Опора России", представители IT-сообщества и ряд депутатов.

- О негативных последствиях этого законопроекта для операторов наружной рекламы и классифайдов говорить можно долго. IT-специалисты могут просто-напросто уйти из отрасли, и мы получим регресс технологий. Рынок наружной рекламы схлопнется, россияне останутся без привычных площадок, где можно купить детскую коляску или снять квартиру, – делает прогноз Альфир Бакиров.

С его точки зрения, пока законопроект вызывает очень много вопросов.

- Проводилась ли оценка регулирующего воздействия? Почему вопросом информационной безопасности будет заниматься частная компания – по проекту документа на статус единого оператора сможет претендовать неподконтрольное иностранцам российское юрлицо? И наконец, для чего под крыло одного федерального закона помещать такие разные отрасли, как наружная реклама и объявления в интернете? – рассуждает бизнес-омбудсмен.

В Тверской области "новая угроза для бизнеса" обсуждалась прежде всего тоже в общественной приемной регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей. Участники рынка полагают, что "законопроект перекраивает всю так долго и трудно выстраиваемую систему правоотношений, в том числе в сфере наружной рекламы, под какого-то непонятного единого оператора, который наделяется исключительными полномочиями". По мнению предпринимателей, под предлогом обеспечения безопасности и усиления контроля над контентом просто начинается процесс монополизации рынка.

- Для наших предпринимателей, сохраняющих рабочие места и выполняющих многочисленные проекты социальной рекламы, очевидны негативные последствия данного непродуманного решения, – говорит тверской бизнес-омбудсмен Антон Стамплевский.

С его слов, предприниматели договорились консолидированно обратиться на федеральный уровень, инициировать проверку законности антиконкурентных норм, совместно подготовить предложения по корректировке законопроекта.

Мнение

Алексей Ситников, депутат Госдумы РФ от Костромской области:

- Концептуально важно обеспечить информационную безопасность и добиться того, чтобы на рынке рекламы и размещения электронных объявлений остались только кампании, зарегистрированные в Российской Федерации. Это принципиально, поскольку они имеют отношение к персональным данным, а реклама может быть использована для формирования мировоззрения и вмешательства во внутренние дела страны. С другой стороны, принятие законопроекта в представленном виде влечет существенное ограничение конкуренции, сокращение бюджетных поступлений от отрасли как в части платы за размещение рекламных конструкций, так и в части объема уплаты налогов и сборов. Также вносимые автором изменения, позволяющие бесконтрольно размещать цифровые поверхности, приведут к необратимым последствиям, а именно: к изменению внешнего облика, повреждению или разрушению объектов культурного наследия. На площадке "Деловой России" в Костроме мы обсудили с профессиональным сообществом, как, обеспечивая безопасность, не разрушить отрасль рекламы. Абсолютно солидарен с серьезными опасениями представителей рекламных компаний. Договорились совместно проработать поправки, исключающие из законопроекта ту часть положений, что вызвала обоснованные возражения.