В антиотмывочном законе уточняются вопросы блокировки счетов и имущества клиента
© anekdotov.net

Кроме того, лица, оказывающие бухгалтерские и юридические услуги, будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг не только о подозрительных операциях (как сейчас), но и о фактах заморозки имущества.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, содержащий поправки в антиотмывочный закон, вносимые, прежде всего, с целью большего его соответствия требованиям ФАТФ (130648-8).

Например, организации, занимающиеся операциями с денежными средствами и иным имуществом, получив обновление списка лиц, причастных к экстремизму, обязаны заморозить имущество "новичков" не позднее следующего рабочего дня. Это установлено российским законом. На практике это может затянуться на три календарных дня, например, если имеют место выходные. Получается, что все это время террористы могут распоряжаться своими средствами.

При этом ФАТФ требует незамедлительной блокировки, что на практике трактуется как 24 часа. Так что законопроект, если верить авторам, вносит поправки, уточняющие срок – не позднее следующего рабочего дня заменяется на "не позднее 20 часов". Об этом говорится в пояснительной записке, однако в самом тексте законопроекта этого не прослеживается (там по-прежнему говорится об одном рабочем дне), по-видимому, это какая-то ошибка, которую позднее исправят.

Кроме того, в закон вводятся правила разморозки ранее заблокированных активов – это касается не только имущества террористов, но и вообще любых лиц, которые вызвали какие-то подозрения у сотрудников финансовой структуры. В пояснительной записке говорится, что разблокировка применяется на практике, но законом не урегулирована. Проект прописывает, что разморозка должна производиться не позднее одного рабочего дня после снятия претензий, имевшихся к клиенту (исключения его из каких-либо списков и так далее).

Адвокаты, нотариусы, лица, оказывающие бухгалтерские услуги и некоторые другие лица (в отличие от финансовых организаций) сейчас, блокируя имущество подозрительного клиента, не обязаны сообщать об этом факте в Росфинмониторинг. Но согласно законопроекту – будут должны это делать. Сейчас по закону они обязаны информировать органы лишь о наличии подозрений в отмывочных целях операции.