ЦБ готовит изменения в закон для улучшения ситуации с возвратом украденных у граждан средств. Поправки, в частности, ограничивают срок такого возврата для банков 30 днями. В 2021 году банки вернули меньше 7% похищенных денег.

Банк России планирует установить для кредитных организаций обязательный срок возврата украденных денежных средств. При установлении факта денежного перевода без согласия клиента банк должен будет вернуть ему деньги в течение 30 дней после получения соответствующего заявления, следует из поправок в 161-ФЗ «О национальной платежной системе», с которыми ознакомился РБК. Подлинность документа подтвердил источник на платежном рынке. Планы по введению обязательного срока для возврата подтвердил представитель ЦБ.

«Действующим законом не предусмотрены сроки, в течение которых банки должны возмещать клиентам похищенные злоумышленниками средства. Банк России предлагает установить сроки такого возмещения. Это необходимо для соблюдения баланса интересов кредитных организаций и их клиентов», — сказал представитель ЦБ. Он добавил, что обсуждение этих мер с рынком продолжается, поэтому говорить о конкретных сроках пока преждевременно. Сейчас Банк России совместно с участниками рынка и экспертами разрабатывает механизм возврата гражданам средств, похищенных мошенниками, что потребует внесения изменений в отдельные статьи 161-ФЗ (ст. 8 и 9).

«Изначально ЦБ предлагал установить срок возврата 2-3 дня, но банки были против, так как за это время невозможно проверить, действительно ли перевод мошеннический или клиент пытается обмануть банк. Сейчас время возврата зависит от суммы украденных средств. При больших объемах [срок] может достигать нескольких недель», — сказал РБК вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.

В каком случае банки должны будут вернуть деньги за 30 дней

Банк отправителя должен вернуть полную сумму украденных средств в течение 30 дней после получения соответствующего заявления от клиента — физического лица в следующих случаях.

  • Если банк не направил клиенту уведомление о совершении перевода и если он был совершен без согласия клиента.

  • Если клиент потерял карту или ею воспользовались без его согласия, то банк должен вернуть средства при условии, что клиент уведомил об этих фактах. Если же клиент не предупредил банк о потере контроля над средством платежа, то он может не возмещать средства.

Свежая версия разрабатываемых изменений в 161-ФЗ не содержит предложений определить обязательную для возврата сумму денежных средств. Об этом механизме ранее писал РБК. Предполагалось ввести упрощенный порядок возврата денежных средств физлицам — жертвам мошенников. Точную методологию расчета этой суммы ЦБ не раскрывал, отмечая лишь, что она могла бы быть подсчитана, «исходя из целевого возврата денежных средств гражданам в среднем в 80-90% всех случаев социальной инженерии». Еще одно пропавшее предложение — наделить банки правом блокировать на пять рабочих дней все расходные операции по счету получателя средств, информация о котором содержится в базе данных ЦБ о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента.

«Основными предпосылками для внесения изменений в закон являются: наблюдаемая картина по доле возврата денежных средств клиентам, необходимость существенной модернизации механизма противодействия хищению денежных средств и возврата списанных со счетов клиентов денежных средств», — отмечал ранее директор департамента информационной безопасности ЦБ Вадим Уваров.

По данным ЦБ, за 2021 год мошенники украли у банковских клиентов путем денежных переводов 13,5 млрд руб. При этом кредитные организации вернули всего лишь 920,5 млн руб., или 6,8%. Уровень возврата падает второй год подряд на фоне роста объема хищений. В 2020 году банки вернули клиентам 11,3%, или 1,1 млрд руб. В 2019-м — 14,6%, или 935,9 млн руб. До 2019 года регулятор не раскрывал годовые данные по возвращенным денежным средствам.

Поможет ли эта мера

Предлагаемые поправки приведут к более оперативному выявлению операций, совершенных без согласия клиентов, и блокировке «счетов-дропов» (используемые мошенниками счета подставных лиц), считает представитель ВТБ. По его словам, в ВТБ средний срок ответа банка по возврату средств составляет три-четыре календарных дня.

Сейчас 161-ФЗ устанавливает только срок рассмотрения заявки на возврат, обязательного срока возврата нет, говорит управляющий партнер санкт-петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. Срок рассмотрения претензии клиента составляет не более 30 дней для внутрироссийских операций и не более 60 дней для трансграничных переводов. «На практике, если операция признана мошеннической или клиент банка сам обратился с аналогичным заявлением, вернуть деньги, как правило, невозможно», — говорит юрист. Он объясняет это тем, что средства, поступившие на счет получателя денег, в основной своей массе сразу же обналичиваются. Добрынин считает, что улучшить ситуацию с возвратом украденных средств могла бы блокировка счета на пять дней, которой нет в последних изменениях в закон.

По мнению представителя ВТБ, в первую очередь надо работать с причинами хищений средств, а не с их последствиями. «Банковское сообщество должно усилить меры борьбы с «дропперами» (лица, на карты которых переводятся украденные средства для их вывода. — РБК), в том числе приостанавливая подозрительные операции. Снизить мошенническую активность позволят контроль за движением средств и наделение банков полномочиями по их заморозке», — перечисляет он.