
ИП-работодатель смогла взыскать с фонда недоплату вместе с процентами. Сейчас - после введения прямых выплат - такие взыскания станут головной болью самих работниц.
ИП выплатила сотруднице пособие по беременности и родам в размере около 56 тысяч рублей (это было еще до повсеместного перехода на прямые выплаты). ФСС решил компенсировать только 32 тысячи, а 24 тысячи фонд не признал.
Оказалось, что работница трудилась на полставки (5 дней в неделю по 4 часа), а заработок ее был меньше МРОТ. По общему правилу, такое пособие равно 100% среднего заработка (что умножается на длительность "декретного" отпуска примерно в 4,5 месяца как минимум), а если заработок меньше МРОТ – то он приравнивается к МРОТ.
Работодатель посчитал пособие исходя из полного МРОТ, тогда как ФСС решил, что "минималку" в этих целях надо урезать вдвое – пропорционально продолжительности рабочего времени сотрудницы. И, видимо, половина МРОТ оказалась меньше среднего заработка, и за основу фондом взят именно он, – иначе как объяснить, что "срезано" менее половины пособия.
ИП обратилась в суд, где доказала правильность своего подхода. Суды трех инстанций решили, что МРОТ не должен корректироваться на отработанное время (определение кассации Ф09-8636/2021 по делу А76-14919/2021). В итоге ИП взыскала с фонда недоплату вместе с процентами.
Теперь, когда в стране только прямые выплаты пособий, в подобных случаях отстаивать свои права придется самой женщине, получающей пособие, а не ее работодателю. Как и по некоторым другим видам пособий, расчет суммы которых традиционно вызывал споры.