Порядок зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в Фонд национального благосостояния (ФНБ) изменен на 2022 год, теперь они не полностью будут зачисляться в фонд, часть из них может быть использована для финансирования дефицита, а также напрямую для финансирования приоритетных расходов бюджета. Такое постановление правительства подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Помимо этого, на текущий год предусмотрена возможность гибкого подхода к определению ежемесячного объема покупки иностранной валюты и золота для пополнения ФНБ. Его параметры будет определять Минфин.

Такой порядок позволит высвободить часть средств, которые помимо финансирования дефицита бюджета будут направлены на индексацию пособий и социальных выплат, а также иных приоритетных расходов бюджета, говорится в сообщении на сайте правительства.

Поправки в Бюджетный кодекс

Ранее были приняты поправки в Бюджетный кодекс, которыми в 2022 году дополнительные нефтегазовые доходы можно направлять для замещения государственных заимствований, исполнения публичных нормативных обязательств РФ, погашения государственного долга, а также финансового обеспечения иных приоритетных мероприятий по решению правительства РФ.

Так, постановлением установлено, что объемы и сроки покупки (продажи) иностранной валюты и золота в пределах дополнительных (недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета 2022 года определяются по решению Минфина. Таким образом, на этот год перестает действовать порядок определения объема как суммы разности ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов в текущем месяце и оценки базового месячного объема нефтегазовых доходов и корректировки оценки нефтегазовых доходов, рассчитанной на текущий месяц.

Также документом устанавливается, что средства федерального бюджета в размере, равном объему дополнительных нефтегазовых доходов 2022 года, скорректированных с учетом объема средств, направленных по решению правительства на замещение госзаимствований, погашение госдолга, исполнение публичных нормативных обязательств (если предусмотренных на них бюджетных ассигнований недостаточно), должны быть перечислены Казначейством по решению Минфина до 1 октября 2023 года со счетов по учету средств федерального бюджета в валюте РФ, в иностранной валюте и в золоте на счета по учету средств ФНБ в рублях, в иностранной валюте и в золоте.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2022 года.

Ранее на 2022 год были приостановлены отдельные положения бюджетных правил, связанных с использованием дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, поэтому Минфин с марта не проводит покупку иностранной валюты и золота. Министерство на третий рабочий день каждого месяца теперь публикует не объемы покупок или продажи валюты и золота для ФНБ, а объем дополнительных нефтегазовых доходов.

Так, в марте суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема и оценки базового месячного объема составило минус 302 млрд руб. "Корректировка обусловлена отклонением объемов экспорта газа от прогнозного уровня, а также более низкой динамикой поступлений в рамках режима НДД и ростом возмещения акциза на нефтяное сырье, в том числе в связи с изменением структуры отдельных элементов налогообложения", – объяснял Минфин.

В апреле ожидается объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, связанный с превышением фактически сложившейся цены на нефть над базовым уровнем, в размере 798,4 млрд руб. Таким образом, с учетом недополученных средств в марте совокупный объем средств дополнительных нефтегазовых доходов на апрель составляет 496,3 млрд руб.