По оценке ЦБ, мошенники захватили около 3% рынка ОСАГО - это более 1 млн заключенных договоров. Регулятор намерен принять ряд мер.

ЦБ отметил, что вследствие распространения удаленного заключения договоров страхования активизировались нелегальные компании и посредники. Больше всего их нападкам подвержено электронное ОСАГО – мошенники продают полисы с недостоверными сведениями.

Ущерб в этой части составляет не менее 4,2 млрд рублей в год. Это потери как автовладельцев, так и страховщиков. Страховщики ежегодно выявляют более 150 тысяч "левых" договоров ОСАГО, которые не обеспечивают страховую защиту автовладельцам, говорится в докладе регулятора.

Насторожить автомобилиста должна аномально низкая страховая премия ("стоимость полиса"). По договорам, заключенным через систему обеспечения доступности ОСАГО «Е-Гарант», доля договоров ОСАГО со страховой премией менее 1 тысячи рублей достигает 35%. Это не нормально – ведь по данным официальной системы доля таких договоров не превышает 3%. По оценке ЦБ, мошенники захватили около 3% рынка ОСАГО – это более 1 млн заключенных договоров.

Причем, не обязательно мошенник делает вид, что продает реальный полис. Существуют и такие, кто предлагает полис чисто для предъявления сотрудникам ГИБДД и честно предупреждает пользователя, что выплата в случае ДТП по такому полису будет невозможна. Так что, в мошенническую схему как бы включается и сам потребитель с его согласия.

Но при этом и очень часто в сети пользователь добросовестно заблуждается – не понимает, с кем он имеет дело: с посредником, наделенным полномочиями для заключения договора от имени добросовестного страховщика, или же нет. ЦБ еще в 2021 году рекомендовал на сайтах страховых агентов посредством QR-кодов размещать ссылку на страницу официального сайта страховой организации, содержащую сведения из реестра страховых агентов и страховых брокеров данного страховщика. С 1 апреля 2022 года вступают в силу единые требования к раскрытию страховщиками информации о посредниках на своих официальных сайтах.

Но всего этого недостаточно, ведь пользователь "общается" с сайтом посредника, а там необходимой информации часто не хватает. Этим, как правило, мошенники и пользуются.

Да и со стороны потребителей не всегда оказываются востребованными предлагаемые алгоритмы проверки добросовестности и надежности страховых посредников. На такую проверку потребитель зачастую должен потратить значительно больше времени, чем непосредственно на получение самой услуги, в условиях, когда оформление договора страхования в электронном виде максимально упрощено,

пишет ЦБ. В этой связи регулятор собирается упроситить процесс получения пользователями необходимой идентифицирующей информации. Кроме того, планируется расширение практики маркировки сайтов надежных финансовых организаций в поисковых выдачах «Яндекс» и Mail.ru за счет включения в проект официальных сайтов страховых агентов. Также ЦБ хочет внедрить механизмы автоматизированного выявления мошенников, основанные на использовании технологий машинного обучения и анализа больших объемов данных (BigData).

Шансов на успех мошенникам добавляет и тот факт, что страховщики вправе действовать посредством договоров на информационно-кнсультационные услуги, на рекламу, на поиск клиентов. То есть, с потребителем может легально взаимодействовать лицо, вообще не являющееся страховым посредником. По этому поводу ЦБ намерен усилить контроль за взаимодействием страховых организаций с посредниками, а также нормативно ограничить деятельность посредников, не опубликовавших своей идентифицирующей информации.

Причем, самим страховщикам не очень-то и интересно противодействовать предпосылкам для создания мошеннических схем, ведь договор, заключенный мошенником, не влечет убытков для страховой организации.