В ночь на 27 февраля по московскому времени власти США, ЕС, Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады выпустили совместное заявление по поводу планов введения дальнейших санкций в отношении России за военную операцию на Украине. Среди шагов, которые там перечислены — отключение некоторых российских банков от системы SWIFT.

Лидеры западных стран собираются ввести новые санкции в отношении России за специальную операцию на Украине — отключить банки от системы SWIFT и наложить ограничения на валютные резервы ЦБ. Чем это обернется для экономики?

В ночь на 27 февраля по московскому времени власти США, ЕС, Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады выпустили совместное заявление по поводу планов введения дальнейших санкций в отношении России за военную операцию на Украине. Среди шагов, которые там перечислены — отключение некоторых российских банков от системы SWIFT, а также введение ограничительных мер, которые не позволят российскому ЦБ «использовать его международные резервы таким образом, чтобы подорвать эффект санкций». Как пояснила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, мера будет применена к «определенному числу» банков из России. Как разъяснила пресс-служба кабинета министров Германии, от SWIFT отключат российские банки, которые уже попали под санкции, а также — «в случае необходимости» — другие российские банки.

Что это может значить на практике и какие будет иметь последствия?

Отключение от SWIFT

Что такое SWIFT и его альтернативы

В заявлении западных лидеров подчеркивается, что отключение российских банков от SWIFT будет означать их изоляцию от международной финансовой системы и «нанесет урон их способности проводить международные операции». Урсула фон дер Ляйен отметила, что отключение от SWIFT «заблокирует российский экспорт и импорт». 

Система SWIFT позволяет более 11 000 финансовых организаций по всему миру безопасно обмениваться десятками миллионов сообщений о международных и внутристрановых операциях. Это частная компания, работает с 1973 года в бельгийской юрисдикции. SWIFT обсуждает с европейскими властями, какие российские банки будут отключены, и готовится выполнить требования ЕС.  

О том, какие банки отключат от SWIFT, западные власти пока не сообщили. США в связи с операцией на Украине уже ввели санкции против ВТБ, Промсвязьбанка, «Открытия», Новикомбанка и Совкомбанка — они попали в список SDN, который фактически изолирует эти банки от долларовой системы: любым американским компаниям запрещено иметь дело с фигурантами списка, а компании не из США в случае взаимодействия с ними сами рискуют попасть под санкции.

SWIFT уже приходилось отключать страны от системы — в 2012 году такие меры коснулись Ирана в связи с развитием ядерной программы и введением ЕС санкций против Исламской республики. Доступ к SWIFT был заблокирован для 30 иранских финансовых институтов. В 2016 году доступ восстановили после достижения ядерной сделки, однако в 2018-м вновь отключили из-за выхода из этой сделки США. В 2017 году от SWIFT отключили банки Северной Кореи.  

Возможное отключение SWIFT в России начали обсуждать еще в 2014 году, после присоединения Крыма. Однако западные страны до сих пор не шли на такие меры — более того, даже после начала операции на Украине часть европейских стран, в частности, Германия, не поддерживали такой шаг. Однако в субботу стало известно, что страны ЕС пришли к консенсусу.

В середине февраля, еще до начала военной операции, о возможности отключения SWIFT говорил глава российского Минфина Антон Силуанов. «Если такая мера гипотетически будет задействована, Россия перейдет к другим возможностям передачи финансовой информации, будь то находящаяся под управлением Банка России Система передачи финансовых сообщений (СПФС), телетайп или будем возить платежки в чемоданах, утрирую», — рассуждал он. В воскресенье, 27 февраля, ЦБ сообщил, что СПФС обеспечивает передачу финансовых сообщений внутри страны «при любом сценарии развития событий». 

СПФС Банка России, российская альтернатива SWIFT, была создана в 2014 году на фоне опасений отключения российских банков от глобальной системы передачи финансовых сообщений. При этом присоединяться к системе могут не только российские, но и иностранные банки. Сейчас у СПФС 331 пользователь — банки, небанковские кредитные организации, платежные центры, некоторые энергетические компании (например, «Сургутнефтегаз» и «Татнефть»). Есть и несколько зарубежных банков — из Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Армении и Кубы. При этом для работающих в России банков подключение к системе не является обязательным – из системно значимых банков к ней не подключены «Юникредит» и «Тинькофф». Масштабы трафика, который пока проходит через СПФС, сравнительно невелики — по данным ЦБ, в 2020 году он превысил 20% от внутрироссийского трафика SWIFT. 

Последствия

Если от SWIFT отключат пять банков, которые уже попали под американские санкции SDN, то существенного эффекта это не окажет, говорит директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. Клиентам этих банков уже недоступны переводы за рубеж и обратно. Проблемы будут серьезнее, если под отключение от SWIFT попадут все российские банки — это будет означать остановку трансграничных расчетов и международной торговли для России, добавляет Солодков.

Еще до начала военной операции на Украине и введения санкций рейтинговое агентство Moody’s, анализировавшее возможные санкционные сценарии, указывало, что санкции, препятствующие доступу российских банков к международным платежным системам, «приведут к существенным экономическим и финансовым потрясениям, особенно если они затронут платежи за экспорт нефти и газа из России». В случае отключения SWIFT банкам придется «найти альтернативные способы связи». При этом участие иностранных банков в системе СПФС остается ограниченным и вряд ли сможет компенсировать потерю доступа к SWIFT в краткосрочной перспективе, указывало агентство. 

Для бизнеса, который ведет дела с зарубежными контрагентами, а также для частных лиц, которые регулярно переводят деньги за границу или отправляют оттуда в Россию, отключение  всего банковского сектора от SWIFT станет тяжелым ударом — переводы станут медленными, дорогими и неудобными, предупреждает ректор РЭШ Рубен Ениколопов. При этом при осуществлении международных расчетов российские банки могут использовать инфраструктуру дружественных стран и переводить деньги транзитом, предполагает он. «Любое средство коммуникации может быть: телеграф, телефон, факс. В мире много разных [средств] коммуникаций, просто некоторые быстрые и удобные, как SWIFT, а некоторые медленные и неудобные, как факс. Многие, наверное, факсы выбросили, но думаю, в банках они есть», — добавляет Ениколопов. 

Отключение России от SWIFT, скорее всего, не остановит международную торговлю в России, «но существенно ее парализует», говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики СКОЛКОВО-РЭШ Олег Шибанов. Теоретически расчеты могут проходить и через другие инструменты, например телетайп — «это по сути напоминает телеграф, он существовал еще до SWIFT», говорит эксперт. Минус, по его словам, будет в том, что это сильно удорожит расчеты — не все будут готовы работать с устаревшими системами, на экспортируемые российские товары будет установлен дисконт, а импортируемые, наоборот, будут поставляться в Россию с повышенной дополнительной стоимостью. По мнению Шибанова, сильнее всего отключение от SWIFT ударит по тем отраслям, где Россия, в отличие от нефтегазового рынка, не является доминирующим поставщиком. «В такой ситуации вероятно, что конкуренция в некоторых сегментах будет проиграна», — считает он.