У клиента нет лицензии: в каких ситуациях банк откажет в операции или обслуживании
© anekdotov.net

Летом были введены новые обязанности финансовых организаций.

Росфинмониторинг сообщил, что законом 355-ФЗ от 2 июля 2021 года были внесены изменения в ряд законов, включая антиотмывочный. Организации и ИП, которые проводят операции с денежными средствами или иным имуществом клиента, теперь обязаны получать еще больше сведений о клиенте.

При этом запрещается принимать на обслуживание юрлиц и проводить их операции, если:

  • деятельность фирмы лицензируется, а лицензия отсутствует;
  • сайт фирмы включен в реестр доменных имен, содержащих запрещенную к распространению информацию.

"Угадай мелодию"

В этой связи возникают вопросы: как поступит финансовая организация, если, например, среди видов деятельности клиента присутствует лицензируемый, но бизнес по нему временно не ведется, и лицензии нет. В таком случае оснований для отказов нет, считает РФМ.

Как вообще банк будет проверять вид деятельности клиента, чтобы сделать выводы, нужна ли лицензия? – Этот вопрос тоже очень интересный. РФМ считает, что не надо "шерстить" все ОКВЭДы, указанные по фирме в ЕГРЮЛ. Достаточно проверить основной. Вместе с тем, основной может и не соответствовать реальному.

Так что финансовая организация должна ориентироваться "исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией", пишет РФМ. То есть – как-то по косвенным признакам догадаться, чем занимается клиент, и исходя из этого решить, требуется ли ему лицензия. Очень интересный подход, надо сказать, озвучили чиновники.

Членство в СРО – не то же самое

Сведения о лицензиях можно "пробить" по различным госреестрам. Если лицензий у клиента нет, но подозрение на наличие лицензируемой деятельности есть – банк должен запросить соответствующую документацию у клиента. При ее непредставлении – отказать в операции или в обслуживании.

Если деятельность предусматривает членство в СРО – это не то же самое. Отсутствие допуска СРО не дает повода для тех же отказов, что и отсутствие лицензии. Вместе с тем, финансовая организация может проверить факт членства в СРО, когда проводит идентификацию клиента. И сделать выводы о рисках в отношении этого клиента.

"Рука на пульсе"

Истечение срока лицензии не влечет безусловный отказ в приеме на обслуживание. Банк должен оценить необходимость наличия действующей лицензии, исходя из установленных целей финансово-хозяйственной деятельности, опять пишет РФМ.

Вместе с тем, финансовые организации должны "держать руку на пульсе" – отследить, когда окончится срок лицензии, которую ранее предъявил клиент. Ведь подпункт 3 пункта 1 статьи 7 антиотмывочного закона предписывает регулярно обновлять информацию о клиенте. Если есть "наводки" о том, что информация более не актуальна, на обновление отводится 7 рабочих дней. И если после окончания срока или аннулирования лицензии новой не появилось, и при этом выявлены факты продолжения деятельности, для которой нужна лицензия, то финансовая организация может отказать в проведении операций.