Штрафов за отсутствие техосмотра нет. Но рублем может быть наказан виновник ДТП, не имеющий техосмотра.
С 22 августа начали действовать изменения, внесенные в закон об ОСАГО, а также в ряд других российских законов – поправки оформлены законом 343-ФЗ от 2 июля этого года.
В частности, из закона о безопасности дорожного движения исключено положение о том, что страхование гражданской ответственности возможно лишь при условии проведения техосмотра. В законе об ОСАГО из перечня документов, подаваемых для приобретения полиса, убрана диагностическая карта (или информация о ней, которую страховащик мог почерпнуть из единой информсистемы техосмотра). Также из закона об ОСАГО убрана возможность получить краткосрочный полис в случае следования к месту проведения техосмотра.
Означает ли все это, что гражданам-владельцам автомобилей техосмотр теперь вообще проходить не надо?
Законом о техосмотре установлено, что транспортные средства подлежат техосмотру с определенной периодичностью. То есть – он по-прежнему обязателен. Также и правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобилей, не прошедших техосмотр.
Вместе с тем, административная ответственность за отсутствие техосмотра (за управление ТС без техосмотра) касается лишь пассажирских перевозок и транспортировки опасных грузов. Иметь при себе и предъявлять сотруднику полиции карту техосмотра не обязательно (согласно ПДД). Штрафов для "обычных" граждан за ее непредъявление КоАП не предусматривает.
Но сказанное не означает, что водитель, пренебрегающий обязанностью пройти техосмотр, ничем не рискует. Законом об ОСАГО по-прежнему установлено право страховой организации в некоторых случаях взыскать с виновного владельца автомобиля средства, выплаченные по ОСАГО после ДТП второму его участнику (в порядке регресса). В том числе – если истек срок действия диагностической карты, и при этом ДТП произошло вследствие неисправности транспортного средства.
В общем, тот, кто не прошел техосмотр, вполне может "попасть" на стоимость ремонта автомобиля потерпевшего. Нетрудно догадаться, что страховщикам теперь будет выгодно "вылавливать" виновников ДТП без диагностической карты (благо, теперь их будет гораздо больше) и, возможно, "договариваться" насчет указания неисправности в качестве причины ДТП. Насколько реализуемой будет схема – пока не понятно, но вероятность ее использования исключать нельзя.