Почему банк недружелюбен: разъяснены причины различных отказов клиентам
© anekdotov.net

Также авторы новой методички, опубликованной на сайте финмониторинга, попытались разъяснить, что делать в случае отказа.

Росфинмониторинг сообщил о разработке рекомендаций для предпринимателей 2.0 "Что делать, если банк ограничил операции по счету?". Документ призван помочь разобраться в причинах ограничения операций по счетам и уладить возникшую проблему.

"Ну почему???"

"Отворот-поворот" получить от банка можно в разных вариантах, констатирует документ:

  • отказ от операции;
  • отказ в заключении договора;
  • приостановление банком на 5 рабочих дней операций на основании "антиотмывочного" закона (которое может продлеваться по решению РФМ) – если стороной сделки являет юрлицо, подконтрольное лицу, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию, или физлицо – действующее от имени упомянутого лица, или лицо из перечня причастных к экстремизму;
  • прекращение расходных операций по счетам по решению налоговиков – если не подана декларация или расчет, или не представлена электронная квитанция о приеме документов от налоговой, или не исполнено требование об уплате налога (в последнем случае – блокировка в пределах определенной суммы);
  • замораживание (блокировка) операций, если средства или имущество принадлежат причастным к экстремизму и другим из черных списков РФМ.

Также есть напоминание о существовании списка отказников – тех, кому банки отказали в проведении операций или в обслуживании и сообщили об этом в РФМ, а затем ЦБ разослал список по банкам. Подчеркивается, что попадание в такой список не может быть самостоятельным поводом для нового отказа или для повышения уровня риска клиента.

Разъяснили логику банков

Указано, что банк, "убивающий" операции клиента – это не орган следствия, он не должен что-то доказывать. Задача банка – оценить риск, в том числе на основании подозрений (очень утешает, отметим на это с солидной долей сарказма). Чтобы снять подозрения, в чем банк заинтересован (ну, слава Богу), банк может запросить ряд документов (напомним, что сравнительно недавно как раз введены поправки о том, что непредставление бумаг не грозит отказом в операции, и это уточнение уже вступило в силу). Самому банку все эти запросы не особо нужны, гласит методичка, и делает он это только в случае крайней необходимости.

Без веских причин банк также не ограничивает дистанционное обслуживание. Как правило, клиент об этом бывает предупрежден – если такое предусмотрено договором. Сначала банк может, опять же, запросить пояснения и документы, и только при отсутствии реакции "прикрыть" ДБО.

Что делать

В методичке присутствует также множество другой любопытной информации, которая может оказаться полезной для очень многих, ведь далеко не все четко ориентируются в хитросплетениях российского законодательства. И главное – о том, каков порядок действий "жертвы" в случае введения ограничений. Например, если банк не очень-то "разговорчив", можно и самим догадаться, к чему могли возникнуть вопросы, считают авторы методички. И – направить в банк документы, которые, по мнению клиента, помогут ему "обелиться".

Также содержатся общие рекомендации по снижению рисков "нарваться" – типа, ограничьте оборот налички, следите за своими данными в ЕГРЮЛ и так далее.