В прошлом году с карт россиян обманными звонками похитили почти 150 млрд рублей.

Мошенники для обмана россиян стали использовать роботов, похожих на тех, которыми пользуются финансовые организации, обзванивая клиентов с индивидуальными предложениями. Об этом пишут "Известия", поговорившие с экспертами.

В прошлом году мошенники похитили у россиян почти 150 млрд рублей. При этом чаще всего люди сталкивались с махинациями с банковскими картами. Средний ущерб граждан от таких звонков варьировался от 27 тысяч до 50 тысяч рублей.

По словам Алексея Коняева, руководителя практики аналитических решений для противодействия мошенничеству и финансовым преступлениям SAS Россия/СНГ, это делается "в целях экономии усилий на первом этапе разговора".

— Так идет отсев потенциальных жертв, которые не ведутся на их уловки и сбрасывают звонок, — говорит эксперт. 

Основным инструментом мошенников остается психологическое давление: если человек не сбросил звонок и проявил заинтересованность, то его переводят на человека — якобы сотрудника банка, который продолжит разговор. В этом и есть главное отличие мошенника от представителя банка, считает Коняев. Банки используют обзвон с помощью роботов чаще в маркетинговых целях: собеседнику автоматически зачитывают предложение, но настаивают, чтобы адресат переключился на оператора. 

По мнению сооснователя банка для предприятий и предпринимателей "Точка" Константина Ковалева, роботов стали использовать ещё и потому, что они вызывают у абонентов меньше подозрений, чем живые люди. Фразы программы могут быть разными, но общий смысл сведется к тому, чтобы получить значимую информацию или убедить сделать денежный перевод. Верным решением будет сбросить звонка и обратиться в банк самостоятельно.

Настоящий сотрудник банка никогда не будет выспрашивать информацию о данных карты, тем более трехзначный код на ее обратной стороне, напоминает Коняев.

Чтобы не стать жертвами телефонных мошенников, опрошенные изданием эксперты советуют следовать нескольким важным правилам.

  • при звонке, якобы поступившем из банка, прежде всего нужно попросить звонящего назвать ваши полные ФИО, дату рождения и место открытия счета. Можно спросить, из какого офиса или отделения банка звонят и по какому адресу он располагается;
  • не сообщаить о себе и своих счетах и картах никаких сведений;
  • после разговора с подозрительным абонентом – сразу же перезвонить в банк по проверенному номеру и сообщить о ситуации. Надежные номера телефонов размещены на оборотной стороне карты. 

Мошенники не брезгуют ничем: они придумывают новые схемы, стремительно реагируя, в первую очередь, на заявления первых лиц страны. Недавно стало известно о махинациях с соцвыплатами от президента. Ранее Госдума рассказывала, как государство защищает счета россиян от мошенников.