Если банк не узнает о целях и имущественном положении клиента - по последствиям это будет приравниваться к отсутствию идентификации. Вместе с тем, по каждой операции не понадобится приносить ворох бумаг. Но подозрения все равно смогут стать причиной отказа.

Подписан и опубликован федеральный закон от 30.12.2020 № 536-ФЗ со множеством поправок в антиотмывочный закон 115-ФЗ. Часть из них направлена на облегчение жизни клиентам банков и других организаций финрынка, другая часть несет некоторые ужесточения.

Клиент, которого не "раскусили"

У компаний финрынка (включая банки) имеется обязанность выяснять, с какой целью клиент обратился, в чем цель его бизнеса, каково финансовое положение, деловая репутация и источники происхождения имущества (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 закона 115-ФЗ). До сих пор эта обязанность не грозила клиентам чем-то катастрофическим, однако скоро – будет.

В случае неустановления названной информации клиенту будут отказывать в обслуживании, в том числе, в заключении договора банковского счета.

Это предусматривает вводимый законом новый пункт 2.2 статьи 7, который устанавливает также обширный запрет на обслуживание без идентификации (если она требуется). Такой запрет будет касаться любых организаций финрынка, пока что с ним знакомы только банки.

За отказы на названных основаниях организации, проводящие операции с деньгами и имуществом, ответственности нести не будут. Новый пункт 2.2 вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

Еще о приеме на обслуживание

Физлицам банки (только конкретно банки) не смогут отказывать в заключении договора счета (вклада) из-за подозрений в наличии целей легализации (физлица вписываются как исключение в абзац второй пункта 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ). Подчеркиваем – отказа гражданам не будет только в принятии на обслуживание в банке. Проведение операций по-прежнему под ударом.

Возможность отказа в заключении договора из-за подозрений продолжит действовать в отношении других клиентов (например, организаций). Решение смогут принимать не любые сотрудники банка, а только руководство или уполномоченные им лица.

Проведение операций

Банки и другие организации, совершающие операции с деньгами или имуществом, не откажут в проведении операции, если клиент не представил документы, необходимые для фиксирования информации (такое основание удаляется из пункта 11 той же статьи). Тут речь идет о любых клиентах, включая организации.

При этом на почве подозрений в отмывании операцию смогут "убить" любые финансовые структуры кому угодно (включая физлиц). По пока еще действующим правилам нельзя отказать в зачислении денег, но принятый закон позволит забраковать совершенно любую операцию, включая зачисление. Решение об отказе будет приниматься или руководителем финансовой структуры, или уполномоченным им лицом.

С "отказникам" поступят гуманнее

Когда об отказе организация сообщает в финмониторинг, она должна будет аргументированно перечислить причины. Клиенту также должны будут сообщить детали – время и причины принятия решения – в течение пяти рабочих дней. Если решение об отказе отменил суд – законопроектом прописывается срок, не позднее которого финансовая организация должна обелить своего клиента в глазах финмониторинга (не позднее следующего рабочего дня после получения решения суда).

Если клиент, которому в чем-то отказали, в соответствии с имеющимся у него правом доказать, что он "не верблюд", принес какие-то документы, сейчас банк (другая организация) обязан рассмотреть эти бумаги в течение 10 рабочих дней. Этот срок сократится до 7 рабочих дней.

Завершающие штрихи

Документальное фиксирование информации будет проводиться еще в одном случае (помимо уже существующих) – если клиент "ушел" по причине наличия внутреннего контроля в финансовой организации. Причем, достаточно будет подозрений, что клиент испугался  именно этого.

"Черные списки", полученные от ЦБ, банки не будут использовать в качестве единственного критерия оценки "отмывочного" риска в отношении тех, кто попал в эти списки (вносится такое дополнение в пункт 13.3 той же статьи).

В большинстве своем эти изменения вступят в силу по истечении 30 дней после официального опубликования закона.