Банк не понял, зачем "пришел" клиент, и в чем цель его бизнеса – сможет отказать
© anekdotov.net

Поправки в антиотмывочный закон, ранее заявленные как защита от необоснованных отказов в операциях и обслуживании, приняты в третьем чтении. Отсутствие у банка довольно широкого спектра информации о клиенте, по сути, приравнивается к отсутствию идентификации.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект со множеством поправок в антиотмывочный закон 115-ФЗ, которые изначально декларировались как направленные на облегчение жизни клиентам банков и других организаций финрынка (законопроект № 948530-7). Ко второму чтению проект претерпел ряд дополнений, многие из которых носят технический характер (например, используемые в законе определения и базовые понятия приводятся в соответствие с логикой), но есть и некоторые сюрпризы.

Не разнюхали – до свидания

Например, у компаний финрынка (включая банки) есть такая обязанность – выяснять, с какой целью клиент обратился, в чем цель его бизнеса, каково финансовое положение, деловая репутация и источники происхождения денежных средств и иного имущества (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 закона 115-ФЗ). До сих пор эта обязанность не выливалась в какие-то критические последствия для клиентов, однако теперь будет.

В случае неустановления названной информации клиенту будут отказывать в обслуживании, в том числе, в заключении договора банковского счета.

Это ко второму чтению вписали в новый пункт 2.2 статьи 7, вводимый законопроектом и предусматривающий запрет на обслуживание без идентификации (если она требуется). Напомним, что пока что такой запрет касается только банков, а будет – и других организаций финрынка тоже. Мы об этом сообщали на стадии первого чтения законопроекта. При этом из пункта 5 упраздняется аналогичный запрет, установленный только для кредитных организаций (абзац 5).

Причем, вводится еще и презумпция отсутствия ответственности организаций, проводящих операции с деньгами и имуществом, за отказы на названных основаниях. Новый пункт 2.2 вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

Что еще не порадует

У любых финансовых структур останется возможность отказа в операции, если у их работников возникли подозрения в отмывании. И, если по пока еще действующим правилам нельзя отказать в зачислении денег, то законопроект в его финальной версии позволит забраковать совершенно любую операцию, включая зачисление. Решение об отказе будет приниматься или руководителем финансовой структуры, или уполномоченным им лицом.

Документальное фиксирование информации будет проводиться еще в одном случае – если клиент "ушел", испугавшись внутреннего контроля финансовой организации. Причем, достаточно будет подозрений, что причина кроется именно в этом.

И ни в чем себе не отказывайте

Физлицам банки (подчеркиваем – только конкретно банки) не смогут отказывать в заключении договора счета (вклада) из-за подозрений в наличии целей легализации (физлица вписываются как исключение в абзац второй пункта 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ). При этом такая возможность отказа продолжит действовать в отношении других клиентов (например, организаций). Ко второму чтению прописали, что такое решение смогут принимать не любые сотрудники банка, а только руководство или уполномоченные им лица.

Банки и другие организации, совершающие операции с деньгами или имуществом, не откажут в проведении операции, если клиент не представил документы, необходимые для фиксирования информации (такое основание удаляется из пункта 11 той же статьи). Тут речь идет о любых клиентах, включая организации.

Еще пара лучей света

"Черные списки", полученные от ЦБ, банки не будут использовать в качестве единственного критерия оценки "отмывочного" риска в отношении тех, кто попал в эти списки (вносится такое дополнение в пункт 13.3 той же статьи).

Когда об отказе организация сообщает в финмониторинг, она должна будет аргументированно перечислить причины. Клиенту также должны будут сообщить детали – время и причины принятия решения – в течение пяти рабочих дней. Если решение об отказе отменил суд – законопроектом прописывается срок, не позднее которого финансовая организация должна обелить своего клиента в глазах финмониторинга (не позднее следующего рабочего дня после получения решения суда).

Если клиент, которому в чем-то отказали, в соответствии с имеющимся у него правом доказать, что он "не верблюд", принес какие-то документы, сейчас банк (другая организация) обязан рассмотреть эти бумаги в течение 10 рабочих дней. Этот срок сократится до 7 рабочих дней.

В большинстве своем эти изменения вступят в силу по истечении 30 дней после официального опубликования закона.