Эксперты ведущих институтов страны подготовили прогноз для «Известий».

Ведущие российские экономисты по просьбе «Известий» спрогнозировали тренды в экономике страны в 2021 году. Ключевыми, по их мнению, станут усиление влияния государства на деловую и социальную жизнь, несмотря на формальное снижение его доли в ВВП, отраслевые сдвиги (прежде всего за счет угасания добывающих отраслей), а также активная налоговая политика.

Государственный поворот

«Известия» попросили специалистов ведущих экономических вузов (МГУ, РАНХиГС, РЭШ, РЭУ имени Плеханова, НИУ ВШЭ), а также экспертов рейтинговых агентств спрогнозировать, могут ли в следующем году произойти или начаться структурные сдвиги в деловой жизни страны и какими они будут. Респонденты оценили, какой будет доля и роль госсектора, как изменится соотношение и влияние отраслей, окажется ли фискальная политика столь же активной, как в 2020-м.

В 2020-м доля государства в экономике резко выросла в связи с увеличившимися расходами казны на преодоление последствий коронакризиса (затратная часть только федерального бюджета увеличилась более чем на 4 трлн по сравнению с утвержденными до пандемии показателями), фискальными послаблениями и так далее, напомнил заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. Кроме этого, основные ограничения на деловую активность все-таки действовали в секторах, где преобладала доля частного капитала, добавил он. Поэтому чисто технически доля государства в экономике в 2021-м скорее сократится.

По последним расчетам ФАС, доля государства в экономике составляет примерно 70%. Оценка главы Счетной палаты Алексея Кудрина — 46-48%, а Международного валютного фонда — 33-35% ВВП.

Однако, несмотря на сокращение таких формальных показателей, как уровень госсобственности и доля расходов в ВВП, зависимость экономики от государства продолжит расти, уверен директор Центра исследования экономической политики МГУ Олег Буклемишев. Это неизбежно и будет происходить во всем мире. Из ресурсов государства будут покрыты нужды, которые станет невозможно удовлетворить за частный счет: соцвыплаты, поддержка стратегических отраслей с длинными цепочками, например авиаиндустрия и здравоохранение, отметил он.

Более того, как бизнесу, так и населению однозначно придется гораздо чаще ощущать на себе прямые и косвенные действия государства. Не говоря уже об усилении контроля в здравоохранении, компании, например, столкнутся с усилением налогового администрирования, отметил старший управляющий директор рейтингового агентства НКР Александр Проклов.

Нельзя исключить своего рода «административного пожаротушения», как мы это видим сейчас в отношении цен на отдельные продукты. Необходимо сознавать, что усиление регулирования, подобно хирургической операции, объективно требуется, когда не удается заблаговременно спрогнозировать и предотвратить проблемы иными методами. Экстренные ситуации в том или ином масштабе будут, и хотелось бы подходить к их решению более «терапевтическими» методами, отметил профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Государство станет безусловным драйвером процессов цифровой трансформации, добавил профессор ВШЭ Юрий Симачёв. И разработчики, и компании начинают ориентироваться на такие изменения, как развитие умных городов, системы госуправления и расширение применения в ней IT-технологий.

Мало кто понимает

Низкая диверсифицированность российской экономики — одна из главных ее проблем последних десятилетий. Однако в связи с пандемией структурные изменения, продвигавшиеся исключительно медленными темпами, заметно ускорятся.

В традиционных индустриях происходят настолько глубокие изменения, что их значение пока мало кто понимает: тем не менее эра угля, по всей видимости, уже закончилась, а нефти и газа — близка к началу необратимого спада, уверен Олег Буклемишев из МГУ. Это связано с ускорением перехода на электромобили, снижением потребности в перемещениях в целом, усилением налогового давления на энергетический сектор, ужесточением «зеленой» риторики.

Вместе с этим будет падать значение других добывающих секторов и отраслей низкого передела, где наиболее высок уровень вредных выбросов в окружающую среду. А позиции IT-компаний будут только укрепляться, это будет видно уже в ближайшее время по усилению в том числе их лоббистского потенциала, резюмировал специалист.

Обороты компаний цифровой отрасли, от интернет-магазинов до коммуникационных сервисов, уже весной показали 25-процентный рост продаж, напомнил заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. Это привело к тому, что многие цифровые гиганты начали заниматься кроссиндустриальными проектами, уходя в нетрадиционные для себя сферы деятельности — от производства продуктов до разработки медикаментов.

Такое доминирование цифровых платформ может привести к обострению конкуренции в связи с входом агрегаторов в тот бизнес, для которого они были сформированы, а в ряде случае даже к монополизации традиционных рынков IT-гигантами.

Кроме этого, довольно резкие сдвиги произойдут в сфере недвижимости, добавила управляющий директор, руководитель международной практики рейтингов нефинансовых компаний АКРА Лариса Лознова. По ее словам, переход на удаленную работу в среднесрочной перспективе приведет к пересмотру традиционной офисной культуры и перманентному поддержанию ряда служб в дистанционном формате. Это уронит спрос на офисную недвижимость, ставки аренды и объемы строительства бизнес-центров.

Более того, потребность привлекать «белых воротничков» из регионов также будет снижаться. Это наиболее платежеспособная часть приезжих, поэтому и на жилье спрос будет падать, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

Налогополитическая активность

Хотя 2020-й был весьма динамичным с точки зрения налоговой политики, активные фискальные изменения продолжатся и в следующем году, предположил профессор Российской экономической школы Олег Шибанов.

Доцент РАНХиГС Сергей Хестанов отметил, что сейчас идет очень активный процесс адаптации и государства, и бизнеса к новым условиям. Поэтому изменений будет много, в том числе и в виде корректировки уже принятых решений, и они затронут все сферы экономики, уверен он. Только когда основные для правительства показатели, например доходы населения, демография, стабилизируются или хотя бы приблизятся к плановым значениям, частота изменений спадет. Поэтому стоит настроиться на период больших перемен и ждать его окончания до 2022 года не стоит, полагает эксперт.

Остаются нерешенными проблемы в малом и среднем бизнесе: его структура, общая налоговая нагрузка, инвестиционная привлекательность и так далее, поэтому фискальная политика будет активной, но уже ориентированной скорее на стимулирование, добавил Юрий Симачёв из НИУ ВШЭ. Кроме этого, стоит принципиальный вопрос о поддержке цифровой трансформации экономики, которая требует продолжения налогового маневра в интересах развития ИТ-сектора.