Звонят мошенники: как вычислить такие звонки и уберечься, рассказали ЦБ и Сбер
© ratenews.ru

С начала этого года мошенники сделали около 15 млн звонков россиянам.

Около 15 млн звонков россиянам сделали мошенники с начала этого года, сообщают СМИ со ссылкой на зампредседателя правления Сбербанка Станислава Кузнецова. В 87% случаев клиенты банка сами переводили деньги мошенникам, сообщали банкиры ранее. Центробанк и Сбер перечислили признаки, по которым можно заподозрить, что вам звонят мошенники. А также дали советы, что делать в этом случае.

Что должно насторожить

Звонок, СМС, сообщение в мессенджере с незнакомого номера

Незнакомец может представиться сотрудником банка, полиции, магазина. Вы должны понимать: номер, который высвечивается при входящем вызове, можно подменить, аккаунты или сайты известных людей или организаций – подделать

Заводят разговор о деньгах

Мошенники звонят с единственной целью – завладеть вашими деньгами. Если с вами говорят про любые манипуляции с деньгами – предлагают их потратить или преумножить – это повод напрячься. 

Типичные предложения таковы:

  • перевести деньги на "безопасный счёт";
  • оплатить "страховку для получения кредита"; 
  • "очень выгодно" инвестировать сбережения (в реальности – в финансовую пирамиду);
  • оплатить налог, бронь, штраф, заплатить залог, аванс и так далее.

У вас просят данные карты 

Это могут быть:

  • срок действия карты;
  • три цифры с её обратной стороны;
  • ПИН-код;
  • логины/пароли к личному кабинету или мобильному приложению;
  • коды из банковских уведомлений в СМС.

Настоящий сотрудник банка не просит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли. Если банк замечает сомнительный платеж или перевод с вашего счета, с вами связываются, чтобы подтвердить или отклонить операцию, и только. Конфиденциальные данные для этого не требуются. 

Вас пытаются напугать

Сообщают о том, что "Ваш онлайн-банк взломали!", и просят вас выполнять их просьбы и сообщать требуемую ими информацию во имя спасения денег. Ещё один вариант – "На вас оформили кредит", и тут от вас потребуются персональные данные, по которым на вас действительно могут оформить кредит .

Вас пытаются обрадовать

Например, рассказывают о внезапном выигрыше в лотерею или возможности выгодно вложить деньги. Взамен вы должны будете "лишь оплатить небольшой взнос", а для этого — ввести данные банковской карты на сайте, адрес которого вам сообщают. Сайт – поддельный, он ворует данные карт. 

На вас давят

Мошенники всегда торопят: вы не должны успеть одуматься. Они принуждают к чему-то, ставят условия: "сейчас или будет поздно". Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна.

Новая уловка

На неё не так давно попался мужчина из Читы. После фальшивого звонка, которому россиянин не поверил, ему позвонили якобы из полиции и потребовали не мешать поимке телефонных преступников. Для этого нужно было выполнить требования, которые ему выдвинут в новом звонке. Разумеется, 900 тысяч рублей он после всех манипуляций потерял. 

Что делать во время звонка

Бросайте трубку, если чувствуете дискомфорт 

Помните: на все ваши расспросы у обманщиков есть заготовленные ответы;

Не принимайте поспешных решений

Берите паузу, чтобы разобраться в том, что происходит. Перепроверяйте любую информацию.

Наберите сами номер горячей линии банка

Так вы проясните реальное положение дел.

Ищите первоисточник информации

Данные о якобы новой государственной выплате можно поискать в деловых СМИ, а также – в законодательных базах, на сайте правительства. Если выплата существует, проверьте условия её получения.

Что делать для профилактики

Заведите личный кабинет на сайте ФНС

Так вы сами сможете проверять суммы налогов, а также – оплачивать их.

Не загружайте приложения или "спецпрограммы"

Даже если вас об этом попросила "техподдержка" банка.

Запишите сервисный номер банка в телефонную книгу 

Если звонок будет с другого – просто похожего – номера, он отобразится у вас как неизвестный.