Роспотребнадзор на своём сайте дал подробные рекомендации о том, как купить автомобиль в салоне без дополнительного ущерба для кошелька. 

Типичные нарушения прав

  • Продавец называет по телефону заниженную стоимость, чтобы зазвать в автосалон.
  • До показа авто или заключения договора купли-продажи настойчиво предлагает подписать предварительный договор с передачей первоначального взноса и условием об удержании всей суммы аванса или его части.
  • При заключении договора купли-продажи автомобиля в кредит обещает, но не даёт низкую процентную ставку.
  • Навязывает товары, работы и услуги при покупке автомобиля (более дорогая комплектация, установка допоборудования, страхование, сервисные работы). 

Что должно насторожить

  • Если вам согласны продать автомобиль только в кредит;
  • Слишком низкая цена транспортного средства;
  • Отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт ТС, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце; 
  • Автосалон совсем недавно встал на налоговый учет (проверить дату регистрации можно на официальном сайте ФНС) .

Как проверить продавца

  • Изучите отзывы о компаниях-продавцах автомобилей.
  • Узнайте, уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки – это можно узнать на сайтах официальных дилеров.
  • Если у салона хорошая репутация, изучите его сайт. Обязательной к размещению является следующая информация: 
    • о наименовании продавца,
    • месте его нахождения (адресе),
    • режиме работы.
  • Просмотрите контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией.

Как обезопасить сделку

  • Попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки авто для предварительного ознакомления.
  • Если автомобиль подержанный – проверьте историю машины сами на официальном сайте ГИБДД в разделе "Проверка автомобиля".
  • Вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания. Что важно учесть:
    • читайте все до одного пункта;
    • читайте всё, что написано мелким шрифтом;
    • не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас смущают;
    • в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата в случае вашего отказа от покупки по вине продавца, полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации).

ВАЖНО: подписывайте только тот договор, который вы прочли: если менеджер унёс документ, а затем вернул – внимательно перечитайте его снова.

Как лучше платить

  • Наиболее безопасной является оплата банковской картой;
  • При оплате наличным способом необходимо требовать документ, подтверждающий факт внесения денег;
  • Вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде). На сайте ФНС есть приложение "Проверка чека ФНС России", позволяющее не только получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, но и проверять их легальность и добросовестность продавца, а при необходимости – сообщать о нарушении.

Что обязательно сделать после покупки

Перед тем как забрать машину:

  • нужно её осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин,
  • сверить номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями,
  • проверить комплектность, уровень технических жидкостей, работу освещения и допоборудования. 

Подписывайте акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра. 

Когда пора жаловаться

  • При несоответствии фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте.
  • При несоответствии комплектации автомобиля.
  • При отказе вернуть покупателю внесенный аванс.
  • При навязывании дополнительных товаров, работ, услуг.
  • При продаже подержанного авто, прошедшего "предпродажную подготовку" под видом нового.

Куда жаловаться

  • Производителю или в уполномоченную им организацию

Прежде всего нужно направить претензию продавцу товара.

  • В Роспотребнадзор

К обращению нужно приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.

  • В суд
  • В полицию

Если вы стали жертвой мошенничества, то следует немедленно обращаться в полицию с заявлением. 

Зачем жаловаться

Роспотребнадзор подчёркивает: навязывание дополнительных товаров и услуг запрещено статьей 16 закона "О защите прав потребителей". Если компанию признают виновной в нарушении права потребителей на свободный выбор услуг, она должна возместить все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг.