Роспотребнадзор на своём сайте дал подробные рекомендации о том, как купить автомобиль в салоне без дополнительного ущерба для кошелька.
Типичные нарушения прав
- Продавец называет по телефону заниженную стоимость, чтобы зазвать в автосалон.
- До показа авто или заключения договора купли-продажи настойчиво предлагает подписать предварительный договор с передачей первоначального взноса и условием об удержании всей суммы аванса или его части.
- При заключении договора купли-продажи автомобиля в кредит обещает, но не даёт низкую процентную ставку.
- Навязывает товары, работы и услуги при покупке автомобиля (более дорогая комплектация, установка допоборудования, страхование, сервисные работы).
Что должно насторожить
- Если вам согласны продать автомобиль только в кредит;
- Слишком низкая цена транспортного средства;
- Отсутствие в офисе продаж полного комплекта документов на автомобиль (договор, паспорт ТС, гарантийный талон или сервисная книжка), а также обязательных информационных сведений о продавце;
- Автосалон совсем недавно встал на налоговый учет (проверить дату регистрации можно на официальном сайте ФНС) .
Как проверить продавца
- Изучите отзывы о компаниях-продавцах автомобилей.
- Узнайте, уполномочен ли автосалон официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки – это можно узнать на сайтах официальных дилеров.
- Если у салона хорошая репутация, изучите его сайт. Обязательной к размещению является следующая информация:
- о наименовании продавца,
- месте его нахождения (адресе),
- режиме работы.
- Просмотрите контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информацию о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией.
Как обезопасить сделку
- Попросите продавца направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки авто для предварительного ознакомления.
- Если автомобиль подержанный – проверьте историю машины сами на официальном сайте ГИБДД в разделе "Проверка автомобиля".
- Вдумчиво и внимательно изучите договор до его подписания. Что важно учесть:
- читайте все до одного пункта;
- читайте всё, что написано мелким шрифтом;
- не ставьте подпись, если какие-то пункты документа вас смущают;
- в договоре обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата в случае вашего отказа от покупки по вине продавца, полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации).
ВАЖНО: подписывайте только тот договор, который вы прочли: если менеджер унёс документ, а затем вернул – внимательно перечитайте его снова.
Как лучше платить
- Наиболее безопасной является оплата банковской картой;
- При оплате наличным способом необходимо требовать документ, подтверждающий факт внесения денег;
- Вам должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде). На сайте ФНС есть приложение "Проверка чека ФНС России", позволяющее не только получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, но и проверять их легальность и добросовестность продавца, а при необходимости – сообщать о нарушении.
Что обязательно сделать после покупки
Перед тем как забрать машину:
- нужно её осмотреть на наличие дефектов – царапин, вмятин,
- сверить номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями,
- проверить комплектность, уровень технических жидкостей, работу освещения и допоборудования.
Подписывайте акт приема-передачи автомобиля только после тщательного осмотра.
Когда пора жаловаться
- При несоответствии фактической цены в договоре и заявленной в рекламе или на сайте.
- При несоответствии комплектации автомобиля.
- При отказе вернуть покупателю внесенный аванс.
- При навязывании дополнительных товаров, работ, услуг.
- При продаже подержанного авто, прошедшего "предпродажную подготовку" под видом нового.
Куда жаловаться
- Производителю или в уполномоченную им организацию
Прежде всего нужно направить претензию продавцу товара.
-
В Роспотребнадзор
К обращению нужно приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.
- В суд
- В полицию
Если вы стали жертвой мошенничества, то следует немедленно обращаться в полицию с заявлением.
Зачем жаловаться
Роспотребнадзор подчёркивает: навязывание дополнительных товаров и услуг запрещено статьей 16 закона "О защите прав потребителей". Если компанию признают виновной в нарушении права потребителей на свободный выбор услуг, она должна возместить все убытки, включая цену навязанных товаров или услуг.