Россияне массово переходят на тотальную экономию, они стали чаще выбирать товары со скидкой и дешёвые бренды. Торговые сети уже отреагировали на новые тенденции, поменяв ассортимент в пользу более дешёвых товаров и запустив новые форматы дискаунтеров для экономных покупателей. Между тем, несмотря на бушующий коронавирус, сами россияне совсем не прочь выбраться из дома за покупками, устав от онлайн-шоппинга.

Урезаем лишнее

Доля покупателей, осознанно предпочитающих товары со скидкой, к 2021 году может вырасти до 26%, а любителей дешёвых брендов — до 38% от общего числа потребителей, выяснили исследователи «Ромир». В 2019 году их доля составляла 17% и 33% соответственно.

Снижение потребительского спроса заметили в 90% категорий товаров и услуг, однако самые большие потери приходятся на сферу развлечений и люкс. Свои расходы на кинотеатры уменьшили 34% россиян, на рестораны — 27%, а предметы роскоши стали покупать реже 29% опрошенных. Снижение спроса наблюдается также в сегментах одежды и обуви, а также в туристической отрасли.

Из-за массового желания покупать товары подешевле некоторым компаниям уже пришлось уменьшить долю дорогих моделей в своём ассортименте и активно наращивать количество недорогих брендов на своих полках. В частности, в этом признались представители группы компаний «Обувь России». В «Связном» эта тенденция продолжается на протяжении уже нескольких лет, а в «М.Видео–Эльдорадо» одновременно увеличивают как количество товаров по низким ценам, так и техники класса люкс.

Желание россиян снизить траты способствовало появлению новых форматов сетей. Продуктовый ретейл вернулся к модели жёстких дискаунтеров вроде сети «Чижик» от X5 Retail Group или «Моя цена» от «Магнита». По данным исследовательской компании GfK, в 2020 году формат магазинов для самых экономных показал рост почти на 50%.

Спонтанный онлайн-шоппинг уходит в прошлое

Сокращение показали даже покупки россиян в интернете, какое-то время бывшие популярной альтернативой привычному шоппингу. В октябре средний чек покупок в онлайне снизился до 2100 рублей, что на 45% ниже, чем в апреле, когда многие магазины привычного формата были закрыты. 

Реже стали заказывать как доставку продуктов питания и первой необходимости, так и готовую еду, одежду и обувь. Более всего просело количество покупок электроники и гаджетов: на 171% по сравнению с апрелем.

Эксперты объяснили эти тенденции тем, что после первой волны пандемии россияне стали меньше бояться выходить в магазин за покупками, привыкнув и адаптировавшись к новой реальности. Кроме того, к спонтанному онлайн-шоппингу не слишком располагает падение реальных доходов и неуверенность в завтрашнем дне: несмотря на заверения властей вб отсутствии планов вводить национальный локдаун, у людей остаются опасения, что ситуация в экономике может ухудшиться. 

Впрочем, нашлись категории, спрос на которые только вырос по сравнению с апрелем. Например, на 85% чаще онлайн-покупатели стали заказывать бытовую технику, хотя средний чек сократился на 30%. В сервисе онлайн-платежей CloudPayments пояснили, что ко второй волне многие поняли, что удалённый режим в ближайшее время не закончится, и начали активно улучшать свои домашние условия.