Злоумышленники получают доступ к счетам через удаленный доступ к гаджетам возрастных инвесторов в ценные бумаги.

В России распространяется новая мошенническая схема, которая направлена на пожилых людей, желающих обеспечить себе прибавку к пенсии за счет торговли ценными бумагами. Псевдоброкеры получают удаленный доступ к гаджетам пенсионеров и выводят средства с их счетов. А если особых сбережений нет — оформляют на них кредиты и тоже выводят деньги. Об этом «Известиям» рассказали в компании Zecurion, специализирующейся на кибербезопасности. Эксперты предупреждают, что дистанционные услуги нужно использовать осмотрительно. В Центробанке заявили, что эффективнее бороться с мошенниками поможет скорейшее принятие законопроекта о блокировке противоправных сайтов в досудебном порядке.

Всё шире распространяющиеся в период пандемии дистанционные финансовые услуги, безусловно, удобны. Однако в них заложены и повышенные риски. Особенно — для определенных категорий россиян. Прежде всего, речь идет о людях старшего возраста, которых цифровизация хоть и коснулась, но пробелы в технических знаниях по-прежнему остаются. Именно на них, рассказали «Известиям» в Zecurion, и направлена мошенническая схема, которая сейчас распространяется в России. Многие пожилые люди в условиях падения ставок по депозитам ищут более доходные способы вложить деньги, а некоторые просто хотят заработать небольшую прибавку к пенсии. Именно поэтому, в том числе и в этой возрастной категории растет интерес к инвестициям в ценные бумаги. Как сообщил «Известиям» президент Национальной финансовой ассоциации (НФА) Василий Заблоцкий, доля инвесторов в солидном возрасте уже достигла 5%.

Разорительная удаленка

Мошенники начали активно предлагать специальные онлайн-платформы для пенсионеров по торговле ценными бумагами. В Сети можно найти множество отзывов на действия таких компаний. Одна из пострадавших, 65-летняя Ирина В., поделилась с «Известиями» своей историей — злоумышленники оставили пенсионерку с неподъемными кредитами на сумму порядка 200 тыс. рублей.

Невзирая на возраст, Ирина — активный пользователь современных технологий: пользуется смартфоном и мессенджерами, ведет аккаунты в соцсетях. Именно одна из них и подбросила ей рекламу «уникальной торговой платформы для пенсионеров, которую разработали братья Дуровы». Обещание приумножить сбережения и заработать на торговле ценными бумагами заинтересовали женщину. Предложенная ей программа якобы анализирует все фондовые мировые биржи и сами высчитывает, куда вкладывать средства.

Свой «путь к богатству» Ирина В. начала с того, что прошла по указанной ссылке, где получила предложение подать заявку на регистрацию. Чуть ли не одновременно ей пришло подтверждение по электронной почте и поступил звонок от «специалиста» компании Марины.

— Если бы у меня было время, я более тщательно подготовилась бы к общению — посмотрела ссылки, отзывы, рейтинги, — посетовала она.

Кстати, компания, как выяснилось позднее, зарегистрирована в офшоре.

Для окончания операции «представитель брокера» предложила пополнить счет на 11,2 тыс. рублей, необходимых для начала торговли. И тут бы пенсионерке закончить общение — деньги, по ее собственному признанию, у нее были только на кредитной карте. Однако «специалиста» это не остановило: Марина заявила, что ее компания является «партнером Сбербанка» и за перевод с кредитки не будут взиматься проценты. Так это, к удивлению Ирины, и произошло.

Далее с пенсионеркой связался уже «технический специалист» Роман. Он сообщил, что отправил на ее почту ссылку для установки программы для торговли. Но при попытке перейти по ней ноутбук намертво зависал. Роман быстро определил операционную несовместимость (позднее стало понятно, что установить программу не удалось бы в любом случае — мошенникам необходимо было отвлечь женщину от сообщений, приходящих на телефон), предложил воспользоваться смартфоном и скачать на него программу для удаленного доступа Teamviewer quicksupport.

По словам пенсионерки, когда Роман зашел в ее личный кабинет, «все замигало, показались графики, в общем — полное ощущение действующей программы». Одновременно с этим она общалась по тому же смартфону с «техническим специалистом». За это время мошенники подали в ее личном кабинете в Сбербанке заявку на кредит на сумму свыше 180 тыс. рублей. Поскольку женщина уже заполняла анкету онлайн, чтобы получить взаймы, организация быстро одобрила заявку и перевела деньги на дебетовую карту.

Далее злоумышленник заявил, что женщине положены бонусы на крупную сумму, но сначала нужно проверить ее кредитную историю, для чего необходимо подтвердить перевод денег по телефону. Даже по-хозяйски орудуя в смартфоне пенсионерки, ответить на звонок сотрудника Сбербанка для подтверждения трансакции преступники не могли. Совершенно потеряв нить происходящего, Ирина так и сделала, хотя специалист колл-центра переспросил, уверена ли она, что это не мошенники. Через минуту женщина передумала, но было поздно: деньги ушли.

Ирина обратилась в банк и правоохранительные органы с заявлениями. И хотя дело по факту мошенничества, совершенного группой лиц, было возбуждено, банк счел свои действия корректными и заявил, что пенсионерка должна выплачивать кредит.

В итоге Ирина должна Сбербанку более 193 тыс. рублей, а с учетом остатка предыдущей задолженности — более 200 тыс. рублей. Совокупные ежемесячные выплаты составляют 17,3 тыс. рублей. Размер ее пенсии — 19 тысяч.

— Мне даже не остается на выплату коммуналки, — посетовала пенсионерка, которая, естественно, не может вернуть деньги банку и уже попала на просрочку в сумме почти 10 тыс.

Обещанный расход

Пока перспективы у Ирины В. не очень радужные. Если не будут найдены преступники (а с учетом того, что они часто базируются за границей, это маловероятно), женщине придется расплачиваться по обязательствам. Если сделать этого она не сможет, банк может подать в суд и на ее пенсию будет наложено взыскание. Которое, как отметил советник, руководитель практики банкротства и финансовой реструктуризации международной юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов, не может составлять более 50% от полученных от государства средств.

Он также пояснил, что рассчитывать на то, что банк согласится с доводами Ирины, что это не она переводила средства, сложно. У нее нет ограничений в дееспособности, поэтому предполагается, что и заявку на кредит подала она, и она же получила средства.

— Если она сама поставила какую-то программу и открыла доступ третьим лицам, то для кредитной организации это выглядит как ее действия, — уточнил юрист.

Тем более, даже учитывая последующие сомнения, она подтвердила правомерность трансакции, напомнил он.

Данная ситуация — яркий пример мошенничества, называемого социальной инженерией, при котором клиент самостоятельно предоставляет доступ к своим счетам мошенникам, заявили «Известиям» в пресс-службе Сбербанка.

— К сожалению, пока наши клиенты не будут строго соблюдать рекомендации банка по безопасности личных данных, такие ситуации будут возможны, — подчеркнули в организации.

В пресс-службе Сбербанка заметили, что получение кредита и расходные операции подтверждены в полном соответствии с установленными правилами, поэтому у банка нет оснований для отмены или списания кредита.

Руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов призывает очень осторожно пользоваться программами удаленного доступа, особенно если их установили не сотрудники служб технической поддержки на работе.

— Как и всякий инструмент, эти программы можно использовать не только в благих целях, поэтому следует ограничивать доступ к собственному компьютеру и гаджетам извне и не устанавливать сторонние программы. А для выполнения каких-то манипуляций попросить помощи, — пояснил он.

С развитием финтеха люди всё больше привыкают к различным сервисам, их простоте и доступности, а этим пользуются мошенники, подтвердили в пресс-службе Центробанка.

— Причем нелегальные брокеры могут заниматься не только фишингом, но и пытаться продать потребителю якобы ценные бумаги несуществующих компаний или компаний-пустышек, — подчеркнули в ЦБ.

Как рассказали «Известиям» в пресс-службе регулятора, пенсионеры нередко становятся целевой аудиторией для злоумышленников, поскольку у них есть понятный гарантированный приток средств.

— И эти люди, как правило, даже больше, чем молодежь, озабочены сохранением и приумножением средств. Хотя создатели недобросовестных схем заинтересованы в привлечении «клиентов» из разных социальных и возрастных групп, — уточнили в Центробанке.

В ЦБ заявили, что регулятор очень ждет принятия законопроекта, который находится на рассмотрении в Госдуме и предполагает упрощенную процедуру блокировки мошеннического сайта.

— Сейчас это требует определенного времени, и пока идет разбирательство, подобные структуры успевают причинить гражданам вред. Кроме того, из-за их деятельности возникает недоверие к финансовой системе в целом, — подчеркнули в ЦБ.

И добавили, что после принятия проекта регулятор сможет оперативно, в досудебном порядке ограничивать работу таких сайтов, блокировать доступ к таким противоправным ресурсам, зарегистрированным в иностранных доменных зонах.

Техника безопасности

С учетом того, что открыть брокерский счет можно онлайн и люди об этом наслышаны, нужно особенно тщательно подходить к выбору брокера, предупреждает Василий Заблоцкий. Чтобы не стать жертвой мошенников, он советует проверить лицензию брокера на сайте Банка России.

— Нужно избегать любых контактов с организациями, которые дают гарантии высокой доходности, всесторонне изучать отзывы и обзоры компаний или сервисов в интернете. При этом доверять стоит проверенным временем компаниям, имеющим высокие рейтинги от проверенных рейтинговых компаний, — сказал президент НФА.

Владимир Ульянов полагает, что если нет возможности прибегнуть к помощи продвинутых родственников, то самое безопасное решение — личная явка в офис компании или банка. Но порой даже это, к сожалению, не спасает от мошенников, хотя и существенно сокращает риски, подчеркнул представитель Zecurion.