Вам звонят из банка, рассказывая о пресеченной попытке вывода денег: как быть
© anekdotov.net

Мошенники с энтузиазмом сообщают о мошенниках, которых, как выясняется, и не было.

Мошенники "отвадили" мошенников

На днях мне поступил звонок. Представившись Александром таким-то из "Альфа-банка", мужской голос назвал меня по имени и отчетству и спросил, не производила ли я перечислений посредством своего онлайн-банка в течение последних 15 минут. Ответ был отрицательный, на что последовала информация о том, что на счет некой Юлии такой-то (с фамилией, которую я не помню) с моего карточного счета выведена заметная сумма денег. Звонящий допытывался: знаю ли я эту Юлию?, захожу ли я в "Альфа-клик" с мобильного телефона (назвал марку и модель)?

Получив отрицательные ответы и заверив, что банк попытку несанкционированного списания пресек, якобы переключил меня на сотрудника рангом повыше (который тоже оказался Александром, и голос в трубке в принципе изменился не сильно). До этого момента "оба" говорили солидно, внушительно и убедительно, надо отдать должное. Никаких сведений о карте у меня не выспрашивали.

Провалы в логике

Второй задал все те же вопросы, после чего попытался навешать мне макаронных изделий на уши о том, что, хоть сейчас – благодаря реакции банка – мошенники и остались с носом, но под угрозой мои персональные данные. Почему-то хотел выяснить, не теряла ли я свою пластиковую карту (не теряла), и не имеют ли доступ к моему онлайн-банку родственники или коллеги. Дальше последовала вообще полная белиберда: мол, ситуация требует перевыпуска моей карты. И для этого я должна со своего обычного устройства срочно зайти в свой онлайн-банк, и звонящий мне скажет, что надо сделать.

При чем тут вообще "физическая" карта, и что за пляски с бубном с заходом в онлайн-банк, я, естественно, не поняла. Спросила, как я могу проверить ту информацию, что он мне тут озвучивает. Ответил, что, когда я приду в банк за новым экземпляром карты, они мне подготовят выписку со сведениями об упомянутой мошеннической попытке вывода средств. А в выписке, формируемой в онлайне, такой информации не будет.

На что я ответила, мол, извините, но позвоню-ка я сама в банк. Мол, социальная инженерия и все такое. "Александр" попытался совладать с нервами, но не очень удачно – полез в бутылку: мол, я в этой сфере 7 лет работаю, все знаю, поверьте уж мне...

В Багдаде все спокойно

Звонок в банк показал, что ничего с моим счетом без моего ведома не происходило. Никакой попытки вывода денег не было. Назвала номер телефона звонивших – в "Альфе" ответили, что такой телефон сотрудникам банка не принадлежит. Под мою диктовку составили докладную записку в службу безопасности. Надеюсь, что, по крайней мере, с этого номера уже никому больше эти люди не позвонят.

Спросила: при поступлении звонка о несанкционированной попытке списания как распознать, звонит это банк или мошенники. С какого номера может звонить банк – на это мне ничего внятно не сказали (видимо, номеров для исходящих звонков у них действительно много, и не угадаешь). Отличительной чертой мошенников сотрудники банка назвали попытки выведать сведения о карте. Но у меня мошенники не спрашивали ничего такого, что я не могла бы сказать незнакомым людям в лифте. Значит, их целью было заставить меня войти в кабинет и, возможно, предложить мне перевести деньги на "безопасный счет", ответили в банке. Посмеялась.

Выводы

Что печально – персональные сведения о клиентах "Альфы" действительно под угрозой. Ведь звонившие узнали мой телефон и имя-отчество, а также сам факт, что я – клиент этого банка.

Общая рекомендация – ничего никому по телефону не сообщать. Если звонят вам – лучше перезвоните в банк сами, даже если у вас есть только номер из серии "8 800". Потратите время, поговорив с тупым роботом, но потом все же сможете перейти на оператора. Кстати, роботу "Альфы" можно сказать слова "звонок мошенников" – как позже выяснилось, он это понимает и переключает сразу на оператора.

Многие считают, что при поступлении звонка из банка надо сразу же класть трубку. Но это не так. Дело в том, что в 2018 году был принят закон 167-ФЗ, нацеленный на защиту от несанкционированных переводов с карт физлиц. И существует перечень критериев, когда банк действительно может позвонить физлицу, например, если попытка перевода сделана с устройства, которым гражданин обычно не пользуется. Подозрительный перевод банк может приостановить на срок до двух рабочих дней, а возобновить – только запросив и получив подтверждение от клиента.