Лидером по частоте пользования бизнес-джетами среди российских чиновников стал глава Минпромторга Денис Мантуров — только за 2019 год он потратил свыше 200 млн рублей на 57 перелётов. Но любителем комфортного полёта оказался далеко не только он один.

Организация по борьбе с коррупцией «Трансперенси Интернешнл Россия» подсчитала траты российских чиновников на авиаперелёты частными бортами и регулярными рейсами. Оказалось, что более 60% бюджетов на полёты чиновников было потрачено на рейсы в бизнес-классе. 

Кто куда летает?

Расходы на авиаперелёты чиновников, по данным госзакупок, с 2018 года составили свыше 6 млрд рублей. При этом в 2018 году размер контрактов на перелёты был равен 2,3 млрд рублей, в 2019-м — 2,1 млрд рублей, а в 2020-м — 1,7 млрд рублей уже в первом квартале. Это неполные данные — в открытом доступе находятся только госзакупки девяти из 21 ведомств.

Сколько денег тратится на обслуживание «борта №1», неизвестно — президента и ещё девять высших должностных лиц обслуживает Специальный лётный отряд «Россия», который не участвует в госзакупках. В то же время большинство госслужащих летает регулярными рейсами. Первым классом могут путешествовать министры, бизнес-классом — их замы, помощники и главы департаментов, а остальным положен экономкласс. Однако по факту ограничения часто игнорируют.

Чаще всего в служебные командировки летают сотрудники МИД — 1,3 млрд рублей только в 2019 году. Намного скромнее расходы на полёты у служащих Минпромторга (101 млн), Совета Федерации (86 млн), Минэкономразвития (72 млн) и Минфина (64 млн).

Проанализировав открытые данные четырёх ведомств: Минпромторга, Минфина, Минкульта и Министерства по делам Северного Кавказа (упразднено) — «Трансперенси Интернешнл» выяснила, что, несмотря на рекомендованный большинству чиновников экономкласс, 63% бюджетов (более 90 млн рублей) на авиаперелёты оказались потрачены на бизнес-класс. При этом его стоимость на рейсах для российских чиновников превышал эконом в три-восемь раз и более.

Бизнес-классом летали и те чиновники, которым он по статусу не положен. В частности, сотрудники Минфина в чине ниже начальника департамента в 2018 году потратили на бизнес-класс 4,9 млн рублей, а в Минпромторге — 3,7 млн.

В Минфине заявили, что закон не запрещает принимать отдельные решения по билетам для сотрудников независимо от их должностей. Иногда билеты приходится приобретать оперативно в случае отмены рейсов, что влечёт дополнительные расходы и не всегда позволяет выбирать класс полёта. А в Государственной фельдъегерской службе, налетавшей за два года на 239 млн рублей, заверили, что все билеты приобретаются в экономклассе и часто ниже рыночной стоимости.

Небо, самолёт, Мантуров

«Трансперенси Интернешнл» обнаружила, что активнее прочих частным бизнес-джетом для служебных перелётов пользуется глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом его командировки обслуживают как минимум два частных борта: Sukhoi Superjet 100 и дальнемагистральный Ту-204. 

Сопоставив график полётов этих джетов с направлениями публичных командировок Мантурова, исследователи выяснили, что за девять месяцев 2019 года чиновник минимум 34 раза летал на суперджете и 23 раза — на Ту-204. Оба самолёта оборудованы VIP-салоном, полноценным спальным местом и мультимедийной системой.

В «Трансперенси» предположили, что министр использует эти самолёты не только в служебных, но и в личных целях. В пользу этого говорит тот факт, что девять раз они приземлялись в Геленджике, где у семьи Мантуровых есть бизнес-активы и личная недвижимость: таунхаус в элитном комплексе «Феллини парк» и гостевой дом площадью 818 кв. м в центре города. Полёт на Ту-204 из Москвы в Геленджик и обратно мог стоить 4-5 млн рублей.

Общая стоимость путешествий частными самолётами по маршрутам Мантурова в 2019 году превысила 200 млн рублей. Официальный доход министра годом ранее составил 443 млн рублей. Впрочем, представители правительства России заверили, что бюджетные средства на оплату частных самолётов не предусмотрены и не использовались.

Тем не менее свидетельств о полётах чиновниках на частных самолётах за государственный счёт достаточно. В частности, в октябре 2019 года частный самолёт Bombardier привозил на рабочую встречу в Воронеж зампреда правительства Татьяну Голикову и экс-министра образования Михаила Котюкова. В том же месяце бывший министр спорта Павел Колобков посетил на бизнес-джете Казань. Один час полёта Bombardier может стоить свыше 850 000 рублей.