Банк России решил не ограничиваться регулированием аудита в финансовой сфере, а сразу реформировать весь рынок. Новый регулятор намерен сократить число компаний, для которых аудит обязателен, и ужесточить требования к аудиторам. Эти меры приведут к резкому сокращению числа игроков на рынке аудита.
О законопроекте, наделяющем ЦБ регуляторными и надзорными полномочиями в отношении аудиторов, рассказала глава корпоративного департамента ЦБ Елена Курицына. По ее словам, вчера проект был внесен в Минфин. В отличие от ранее представленных предложений — по регулированию аудита лишь в финансовой сфере, поправки направлены на реформирование всей отрасли. Документ может вступить в силу уже с 1 января 2018 года.
ЦБ намерен существенно сузить круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Согласно статистике Минфина за 2015 год (более поздние данные недоступны), 88,7% от общего количества аудиторских проверок было проведено в рамках обязательного аудита. Из них 49,7% проверок проводилось в организациях, чья годовая выручка более 400 млн руб. или их активы более 60 млн руб. Новый регулятор намерен отменить обязательный аудит в привязке к выручке и активам. Благодаря данному решению количество проверок по обязательному аудиту сократится на 50%. Для ФГУПов и акционерных обществ с госучастием аудит будет обязательным, только если они состоят в правительственном списке (сейчас это пять ФГУПов и 19 акционерных обществ).
Реформа отрасли направлена не только на сокращение числа клиентов аудиторов, но и на повышения требований к участникам рынка. Сейчас аудиторской компании необходимо иметь не менее трех аудиторов в штате (не важно — по основному месту работу или совместителей). «На практике такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в 10-15 и даже 20 аудиторских компаниях»,— отметила Елена Курицына. ЦБ не уверен, что при подобном подходе можно гарантировать качество, потому «совместителей» при подтверждении статуса аудиторской компании учитывать не будет. «Более 20% аудиторских организаций в России не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, а менее трех аудиторов имеют 60% компаний»,— отмечает председатель Национального союза аудиторов Сергей Никифоров.
К аудиторам общественно значимых организаций (ОЗХС) — таких, как банки, НПФ, страховщики, эмитенты ценных бумаг, компании с госучастием (более 25%) — требования будут еще жестче. По данным Минфина, к ОЗХС относится около 5 тыс. организаций. Проводить их аудит смогут компании, в штате которых (по основному месту работы) не менее 12 специалистов с единым аттестатом, причем не менее трех из них должны иметь опыт аналогичных проверок не менее пяти лет, они смогут подписывать заключения. Будут установлены и дополнительные требования к деловой репутации аудиторов ОЗХС — они должны состоять в реестре аудиторских фирм Банка России. Включать туда компании ЦБ будет по их заявлениям при соответствии определенным критериям. Согласно статистике Минфина, в 2015 году 91,6% всех аудиторских фирм составляли компании с численностью до 15 человек. Они проаудировали отчетность за 2015 год 46,1% ОЗХС.
Аудиторы, хотя и поддерживают реформы ЦБ, предрекают резкое сокращение рынка. «Будет затруднен доступ к аудиту общественно значимых компаний тех игроков, кто не владеет технологиями аудита и не обладает необходимым количеством персонала для оказания качественных услуг»,— отметил гендиректор «БДО Юникон» Владислав Погуляев. «Мы уже давно настаивали на том, чтобы для подтверждения статуса аудиторской компании учитывались лишь аудиторы по основному месту работы, так что я — за перемены»,— отмечает глава ИПАР Дарья Долотенкова. По словам замглавы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, большую часть доходов аудиторы получают от обязательных проверок, сокращение числа компаний, подлежащих им, ударит по доходам и вынудит многих покинуть рынок.
Впрочем, представленная ЦБ версия проекта неокончательная. Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков выразил надежду, что проект удастся смягчить при его рассмотрении Госдумой.
И все молчат. И СРО и аудиторы.Опять представители крупняка радостно сообщают что малыши не могут оказывать качественные услуги. У нас три учредителя и они же три работающих аудитора. У двоих единый аттестат. Ходили руководителями группы в крупных фирмах. и кто лучше проверит - три таких мастера, которые выйдут на более продолжительный срок или один мастер и два студента как в крупняке? При более коротком сроке и в три раза больших деньгах? А как же конкуренция? А как же поддержка малого бизнеса в аудите? При чём тут вообще ЦБ? Пусть занимается банковским аудитом- флаг в руки. А отмена стоимостных критериев- это просто убийство аудита на конкурентной основе. При отсутствии ответственности я мог хоть сказать, что вы подлежите аудиту, сейчас что я скажу? сколько можно трясти отрасль? Надоело, что у нас в стране руководство у некомпетентных людей, лоббирующих наверняка не бескорыстно чужие интересы. И скажите зачем мы получали единые аттестаты, приложили массу труда, если даже теоретически они в нашей фирме станут бесполезными? Как вообще можно строить малый бизнес в аудите? Работали столько лет и вот пожалуйста! И что даст на пользу стране резкое сокращение аудиторских фирм? Контроль никому не нужен?Даже при 400 млн. стоимостном критерии поражал маразм отнесения такой фирмы к малому бизнесу. Мол при 399 млн. выручки учредитель и сам во всем разберётся. Да при 100 млн. аудиторы могут "голову сломать" при проверке, что говорить о прочих. Рассуждения о том что дают левые заключения- в пользу бедных. Итак на работающих в аудите куча контролеров- проверяйте и убирайте леваков. Но почему должны страдать все?
не все будут страдать а только малый бизнес
Глобализация
Аудиторы не молчат кричат на форуме
Вы заходите на форум пообщаемся