Банк России решил не ограничиваться регулированием аудита в финансовой сфере, а сразу реформировать весь рынок. Новый регулятор намерен сократить число компаний, для которых аудит обязателен, и ужесточить требования к аудиторам. Эти меры приведут к резкому сокращению числа игроков на рынке аудита.

О законопроекте, наделяющем ЦБ регуляторными и надзорными полномочиями в отношении аудиторов, рассказала глава корпоративного департамента ЦБ Елена Курицына. По ее словам, вчера проект был внесен в Минфин. В отличие от ранее представленных предложений — по регулированию аудита лишь в финансовой сфере, поправки направлены на реформирование всей отрасли. Документ может вступить в силу уже с 1 января 2018 года.

ЦБ намерен существенно сузить круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Согласно статистике Минфина за 2015 год (более поздние данные недоступны), 88,7% от общего количества аудиторских проверок было проведено в рамках обязательного аудита. Из них 49,7% проверок проводилось в организациях, чья годовая выручка более 400 млн руб. или их активы более 60 млн руб. Новый регулятор намерен отменить обязательный аудит в привязке к выручке и активам. Благодаря данному решению количество проверок по обязательному аудиту сократится на 50%. Для ФГУПов и акционерных обществ с госучастием аудит будет обязательным, только если они состоят в правительственном списке (сейчас это пять ФГУПов и 19 акционерных обществ).

Реформа отрасли направлена не только на сокращение числа клиентов аудиторов, но и на повышения требований к участникам рынка. Сейчас аудиторской компании необходимо иметь не менее трех аудиторов в штате (не важно — по основному месту работу или совместителей). «На практике такая лояльность в регулировании приводит к тому, что аудиторы числятся в 10-15 и даже 20 аудиторских компаниях»,— отметила Елена Курицына. ЦБ не уверен, что при подобном подходе можно гарантировать качество, потому «совместителей» при подтверждении статуса аудиторской компании учитывать не будет. «Более 20% аудиторских организаций в России не имеют в штате ни одного аудитора по основному месту работы, а менее трех аудиторов имеют 60% компаний»,— отмечает председатель Национального союза аудиторов Сергей Никифоров.

К аудиторам общественно значимых организаций (ОЗХС) — таких, как банки, НПФ, страховщики, эмитенты ценных бумаг, компании с госучастием (более 25%) — требования будут еще жестче. По данным Минфина, к ОЗХС относится около 5 тыс. организаций. Проводить их аудит смогут компании, в штате которых (по основному месту работы) не менее 12 специалистов с единым аттестатом, причем не менее трех из них должны иметь опыт аналогичных проверок не менее пяти лет, они смогут подписывать заключения. Будут установлены и дополнительные требования к деловой репутации аудиторов ОЗХС — они должны состоять в реестре аудиторских фирм Банка России. Включать туда компании ЦБ будет по их заявлениям при соответствии определенным критериям. Согласно статистике Минфина, в 2015 году 91,6% всех аудиторских фирм составляли компании с численностью до 15 человек. Они проаудировали отчетность за 2015 год 46,1% ОЗХС.

Аудиторы, хотя и поддерживают реформы ЦБ, предрекают резкое сокращение рынка. «Будет затруднен доступ к аудиту общественно значимых компаний тех игроков, кто не владеет технологиями аудита и не обладает необходимым количеством персонала для оказания качественных услуг»,— отметил гендиректор «БДО Юникон» Владислав Погуляев. «Мы уже давно настаивали на том, чтобы для подтверждения статуса аудиторской компании учитывались лишь аудиторы по основному месту работы, так что я — за перемены»,— отмечает глава ИПАР Дарья Долотенкова. По словам замглавы «Финэкспертизы» Натальи Борзовой, большую часть доходов аудиторы получают от обязательных проверок, сокращение числа компаний, подлежащих им, ударит по доходам и вынудит многих покинуть рынок.

Впрочем, представленная ЦБ версия проекта неокончательная. Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков выразил надежду, что проект удастся смягчить при его рассмотрении Госдумой.