Боб Дорер (Bob Dohrer), руководитель направления контроля качества и рисков RSM, комментирует будущие тренды профессии аудита.

На протяжении всей истории существования было много рывков в трансформации проведения проверок, вызванных изменениями в окружении. Сегодня такие изменения в окружении испытывает аудиторская профессия и вынуждена на них реагировать.

Аудитор всегда считался доверенной персоной, предоставляющей точную и детализированную информацию о финансовых данных компании, но без того чтобы описывать значения этих данных или цели их публикации: этого просто не требовалось. Теперь же от аудиторов требуют дополнительных навыков в соответствии с новыми запросами.

Основной источник этих изменений, все всяких изменений, кроется в среде пользователей отчетности, которые хотят все больше данных из самых разных источников, и совсем необязательно – из традиционной финансовой отчетности. Вот почему так много запросов на информацию по теме корпоративного управления и социальной ответственности бизнеса.

Технологии 

Технологические изменения осуществляются очень быстрым темпом, подстегивая необходимость быстрого поиска данных – в невиданном ранее масштабе и практически одновременно с их (данных) появлением. Вот почему столь силен ныне фокус на данных – структурированных или неструктурированных, внутренних или внешних по отношению к организации.

Эта новая потребность привела к очень существенным изменениям в аудиторской индустрии: аудиторам приходится адаптироваться к меняющимся потребностям пользователей и, как следствие, давать свои интерпретации данных. Конечно, традиционные инвесторы до сих пор оперируют финансовыми данными при принятии долгосрочных решений, однако инвесторы “нового типа” более охотно будут вкладывать капитал в компании, дающие целостное представление о себе.

Это касается, в том числе, и того, как они относятся к своим сотрудникам, контролируют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.д. Аудит больше не просто процедура – аудиторы стали играть ключевую роль в обеспечении надежности отчетности и доверия к компании. Довольно часто аудиторов сегодня призывают на, можно сказать, окончательную стадию аудиторского процесса – представление данных. Но это не просто представление. Здесь имеется в виду, что из всего огромного массива данных аудиторам приходится учиться отбирать самое нужное (для чего им требуются все новые технологии и продвинутые инструменты работы), а кроме того – им требуются эксперты, способные правильно интерпретировать и синтезировать осмысленное значение из огромных объемов эмпирических свидетельств. Именно такими будут аудиторы будущего.