Приостановка деятельности аудиторской компании Deloitte не прошла даром для саморегулируемой организации "Аудиторская палата России" (СРО АПР). Другие члены "большой четверки" аудиторов сообщили АПР о решении выйти из ее состава. Велика вероятность, что за ведущими игроками потянутся и другие.
О том, что три компании, входящие в "большую четверку" аудиторов, KPMG, Ernst & Young и PWC, в ближайшее время намерены покинуть СРО АПР, рассказали "Ъ" источники, близкие к СРО. По их словам, решение было принято членами "большой четверки" согласованно, и вчера они сообщили об этом руководству СРО АПР. Подача заявлений о переходе в СРО РСА запланирована на ближайшие дни, подтвердил информацию собеседник "Ъ", близкий к СРО РСА. "Мы планируем подать документы о переходе в понедельник,— отметил собеседник "Ъ", близкий к KPMG,— поскольку между "большой четверкой" существует соглашение о членстве в одной СРО". В СРО АПР вчера не отвечали на телефонные звонки и запрос "Ъ". В KPMG, Ernst & Young и PWC получить официальные комментарии тоже не удалось.
Уведомление СРО АПР о выходе из ее состава со стороны KPMG, Ernst & Young и PWC последовало практически сразу за приостановкой на месяц деятельности другой компании из "большой четверки", Deloitte, что лишило ее возможности заключать новые договоры. После окончания приостановления членства в СРО АПР Deloitte (сейчас компания не имеет возможности выйти из СРО) также перейдет в СРО РСА, говорит собеседник "Ъ" в "большой четверке".
По мнению участников рынка, развитие ситуации вполне закономерное. СРО АПР не смогла защитить своего крупного члена и договориться с Федеральным казначейством (проверяет аудиторов) о более мягких санкциях, указывают собеседники "Ъ", знакомые с ситуацией. "Решение "большой четверки" весьма ожидаемое после ситуации с Deloitte, так как, по сути, это было сигналом другим участникам",— отметила глава СРО "Содружество" Ольга Носова.
Все опрошенные участники рынка сходятся во мнении: решение ведущих игроков неминуемо приведет к пертурбациям аудиторских компаний между СРО. "Очевидно, что многие крупные игроки захотят вслед за "четверкой" перейти в СРО РСА, чтобы быть вместе с крупнейшими",— отметила Ольга Носова. "Многие могут посчитать, что в сложившейся ситуации у СРО РСА больше шансов на выживание, и сделают аналогичный выбор",— соглашается заместитель генерального директора "Финэкспертизы" Наталья Борзова.
При этом действия "большой четверки" несут риски для существования АПР, указывают эксперты.
С 1 января 2017 года в силу вступают требования закона "Об аудиторской деятельности" по минимальному числу аудиторских компаний, состоящих в СРО,— не менее 2 тыс. Чтобы выполнить данную норму, существующие на сегодняшний день на рынке пять аудиторских СРО сливаются в две. Одна — СРО РСА и СРО "Содружество", куда вольется СРО АПР (см. "Ъ" от 7 октября). "До сегодняшнего дня было не ясно, кто из новых объединений выживет, набрав необходимое количество членов,— отмечает Наталья Борзова.— Но ситуация изменилась". "Полагаю, что и регулятор отрасли, то есть Минфин, сделал выбор, кому из двух возможных СРО выжить",— отмечает глава профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков.
Массовый переход аудиторов из СРО в СРО вслед за "большой четверкой" может негативно сказаться на контроле за качеством аудита. Как сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источник в одном из экономических ведомств, проводящее проверку аудиторов Федеральное казначейство уже обратилось в Генпрокуратуру, которая, в свою очередь, попросила определить свою позицию Минэкономики по вопросу проведения проверок. По закону плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации проводятся раз в два года, начиная с календарного года, следующим за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов. При переходах из СРО в СРО данные в реестрах изменятся, в них будет отображаться только текущая СРО без указания членства в предыдущих СРО. Сейчас казначейству предстоит решить вопрос о правомерности проведения им внешних проверок аудиторских организаций, осуществивших переход между СРО в конце 2016 года, включенных в план проверок на четвертый квартал 2016 года и проект плана на 2017 год. Таким образом, кто-то может использовать сложившуюся ситуацию, чтобы уйти от проверок.
Сейчас казначейству предстоит решить вопрос о правомерности проведения им внешних проверок аудиторских организаций, осуществивших переход между СРО в конце 2016 года, включенных в план проверок на четвертый квартал 2016 года и проект плана на 2017 год.
В план проверок включаются по ОГРН, он не сменился.
Аудиторской организацией быть не перестали.
В чем проблема?