На рабочем органе 06.10.2015 состоялось рассмотрение проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307 «Об аудиторской деятельности» (далее – законопроект). В связи с этим, считаем необходимым сообщить, что данный законопроект был разработан с целью повышения качества аудита «общественно значимых организаций», а так же восстановления общественного доверия к институту аудита в целом. Проект направлен на установление дополнительных требований к аудиторским организациям, имеющим право осуществлять обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности «общественно значимых организаций». Основной целью законопроекта является не ограничение конкуренции на рынке предоставления аудиторских услуг и не создание привилегий для крупных компаний, а повышение качества аудита «общественно значимых организаций» и, как следствие, увеличение его авторитета и значимости. По нашему мнению, нельзя подходить к аудиту «общественно значимых организаций» без учета их социальной весомости и важности для экономики страны, поэтому «однодневкам», предоставляющим услуги по аудиту таким организациям, не место на рынке.

В связи с комментариями газеты «Коммерсантъ» и на сайте интернет портала «audit-it.ru» к законопроекту, Служба полагает целесообразным разъяснить некоторые его положения.

Законопроектом, в первоочередном порядке, вносится определение термина «общественно значимые организации», часто используемого в профессиональной среде и подразумевающего под собой организации, указанные в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Ранее термин не был законодательно утвержден и его закрепление в законопроекте способствует установлению устойчивого понятийного аппарата.

Законопроект предполагает ведение отдельного реестра аудиторских организаций, имеющих право осуществлять обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности «общественно значимых организаций», это нововведение позволит оградить их от недобросовестных аудиторов, повысив качество проверки таких организаций, и обеспечить точную и своевременную оценку состояния их бухгалтерской и финансовой отчетности. Так же вводятся критерии, при соответствии которым, аудиторской организации достаточно подать в саморегулируемую организацию аудиторов (далее - СРО), членом которой она состоит, заявление на внесение в реестр и получить право проводить обязательный аудит «общественно значимых организаций». Таким образом, законопроект призван сделать процедуру включения в реестр максимально прозрачной, простой и быстрой. Более того, предусмотрен двухлетний переходный период для обеспечения аудиторских организаций возможностью соответствовать критериям, установленным законопроектом. 

Вышеупомянутые критерии включают в себя: статус аудиторской организации; наличие в штате организации не менее десяти аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора; а так же отсутствие на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления о внесении в реестр, фактов применения к аудиторской организации и аудиторам, являющимися ее сотрудниками, таких мер дисциплинарного воздействия, как: приостановление членства в СРО на срок до устранения выявленных нарушений или исключение из СРО, фактов уклонения или воспрепятствования прохождению внешнего контроля качества работы аудиторской организации, непредставления либо представления не в полном объеме или искаженном виде сведений, необходимых для осуществления внешнего контроля качества работы и фактов признания аудиторских заключений, выданных организацией, заведомо ложными. Если обратить внимание на сущность данных критериев, то становится очевидным, что они, прежде всего, направлены на ограничение круга аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит «общественно значимых организаций», только от недобросовестных участников рынка, а так же компаний, не обладающих достаточными профессиональными ресурсами. Особый отклик среди авторов статей вызвал пункт 2 ч. 3 статьи 19.1, исключающий возможность попадания в реестр организаций, имеющих право на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности «общественно значимых организаций» аудиторских организаций, в штате которых числятся менее 10 аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора. В связи с этим, стоит отметить, что «общественно значимые организации» не являются субъектами малого предпринимательства и для проведения качественного аудита необходима аудиторская группа состоящая не из одного или двух аудиторов. Более того, данное требование подтверждается участниками рынка, а именно, при объявлении конкурсов на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, многие крупные предприятия изначально указывают в качестве требований необходимость наличия в аудиторской организации от 5 до 10 аудиторов. Более того, рассматриваемый критерий призван стимулировать работодателей отправлять на обучение и получение квалификационных аттестатов своих сотрудников, что позволит популяризировать профессию аудитора, которая в последние годы испытывает не только определенный кризис доверия, но и значительную нехватку кадровых ресурсов.

Кроме того, законопроектом предусмотрено установление меры дисциплинарного воздействия в виде исключения из реестра аудиторских организаций, имеющих право на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности «общественно значимых организаций». Применение этой меры как самостоятельно, так и одновременно с мерами воздействия, предусмотренными частью 6 статьи 20 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. №307 «Об аудиторской деятельности» (далее – 307-ФЗ) позволит более гибко подходить к вопросам применения мер дисциплинарного воздействия, в том числе позволит не приостанавливать работу аудиторской организации со всеми видами организаций, а только в части «общественно значимых организаций».

Более того, законопроект вводит обязанность «общественно значимых организаций» предоставлять уполномоченному федеральному органу по контролю и надзору всю необходимую документацию для проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проводящих их аудит. Данное положение позволит более полно реализовать полномочия по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, проводящих аудит «общественно значимых организаций», в том числе будет использоваться для объективной оценки достаточности, надлежащего характера, а так же надежности полученных аудиторской организацией аудиторских доказательств и обоснованности аудиторского заключения.

Что касается комментариев, данных руководителем аудиторской фирмы ПКАТ «Авдеев и Ко» Юрием Авдеевым электронному изданию audit-it.ru, Служба считает необходимым сделать определенные замечания. Стоит начать с того, что термин «публично-правовое образование», квалифицированный господином Авдеевым на ряду с термином «общественно значимая организация» как не имеющий юридического определения, имеет широкое распространение в юридической практике, в том числе многократно упоминается в части 2 статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ. Что касается термина «общественно значимая организация», то развернутое определение данного понятия приводится в законопроекте.

Более того, предписание об устранении нарушений и предупреждение о недопустимости нарушения требований 307-ФЗ,стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов не являются основаниями для отказа от включения или исключения аудиторской организации из реестра, такими основаниями могут являться только пункты 4 и 5 части 1, а так же пункты 3-5 части 6 статьи 20 307-ФЗ, которые подразумевают приостановление членства или исключение из СРО.

И наконец, утверждение Юрия Авдеева, что «законопроект не решает проблему качества» в контексте того, что аудиторы несут ответственность «за нарушение процесса проверки, а не за результат» опровергается тем фактом, что законопроект дополняет статью 10 307-ФЗ частью 12, в которой уполномоченному федеральному органу по контролю и надзору дается право запрашивать у «общественно значимых организаций» необходимую информацию и документацию, относящуюся к предмету внешней проверки. Именно наличие этой информации позволит проверяющим оценить не только соответствие аудиторских заключений формальным требованиям, но и проверить качество выданных аудиторских заключений, их соответствие действительности.