Анализ хоздеятельности перестанет быть самостоятельным пунктом в перечне прочих услуг. Порядок признания МСА для применения в РФ должен быть установлен до 1 октября 2015 года. Уточняются требования к аудиту отчетности банков, содержанию АЗ по ней, раскрытию АЗ. В целях закона об аудиторской деятельности отчетность по МСФО приравнивается к отчетности по РСБУ. К участию в некоторых конкурсах обяжут привлекать малые и средние аудиторские фирмы. Уточняются правила независимости аудиторов. При оказании прочих услуг аудиторы должны будут хранить документацию не менее трех лет. Минимальную численность членов СРО повысят до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских компаний. Такая мера воздействия со стороны РФН, как исключение из СРО, будет заменена на исключение сведений об аудиторской организации из реестра.

Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект № 316841-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части введения международных стандартов аудита).

Напомним, что изначально данный законопроект был посвящен исключительно переходу на МСА (порядок признания которых для применения в РФ теперь должен быть установлен правительством РФ до 1 октября 2015 года). Более года назад законопроект был принят в первом чтении. Второе чтение дважды откладывалось - 30 июня и 20 октября 2014 года. Затем стало известно о том, что проект больше не ограничивается заявленной темой - СРО аудиторов забили тревогу по поводу внесения в него невыгодных для СРО поправок, предписывающих в разы увеличить численность членов. 10 ноября в очередной раз было перенесено второе чтение, а 12 ноября появился, наконец, текст ко второму чтению со всеми поправками.

В этом варианте собрано многое из того, о чем заявлялось в последнее время, и не только.

Будет изменен перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (пункт 7 статьи 1 закона об аудиторской деятельности). Вместе подпунктов 3 и 4 (включающих анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и ИП, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией) останется только пункт 4, который будет сформулирован как управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации. Таким образом, анализ хоздеятельности перестанет быть самостоятельным пунктом в перечне прочих услуг.

Вносятся поправки в закон о банках и банковской деятельности в части аудита. В статье 42 закона будут уточнены виды отчетности, которые подлежат обязательному аудиту. Это годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга. Устанавливаются новые требования к содержанию АЗ для банков: помимо присутствующих среди них и сейчас требований о результатах проверки соблюдения обязательных нормативов ЦБ, достоверности отчетности, АЗ должно будет содержать выводы о соблюдении установленных ЦБ требований к системам управления рисками. В ЦБ банки АЗ должны будут сдавать не в течение трех месяцев после годовой отчетности, а одновременно с нею. Кроме того, такие АЗ будут подлежать обязательному раскрытию наравне с отчетностью.

Согласно поправкам в части 3 статьи 1 закона об аудиторской деятельности в целях этого закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица будет понимается отчетность составленная не только по закону о бухучете, но и "аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация". По-видимому, это уравняет в ряде случаев  отчетность по МСФО с отчетностью по РСБУ. Можно предположить, что в случае принятия запрета на аудит госкомпаний фирмами с иностранными корнями данный запрет распространится и на отчетность по МСФО.

Все акционерные общества, а не только открытые будут подлежать обязательному аудиту - в этой части аудиторский закон подправят в соответствии с новой редакцией ГК.

Согласно поправкам в часть 3 статьи 5 только аудиторские организации смогут проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг.

Оговаривается, что при проведении конкурсов на аудит не будет обязательным установление требования к обеспечению исполнения контракта. В открытых конкурсах, проводимых организациями с выручкой до 1 млрд в год, будет обязательным участие малых и средних аудиторских фирм.

Уточняются правила независимости аудиторов. Если аудитор или руководитель или другое должностное лицо аудиторской организации является братом или сестрой супруга должностных лиц или учредителей аудируемых организаций, запрет на проведение аудита будет снят (иными словами, упоминание братьев и сестер супругов будет убрано из пунктов 2 и 6 части 1 статьи 8 закона об аудиторской деятельности).

При этом часть 1 статьи 8 планируется дополнить пунктами 8 и 9, касающимися аудита кредитных организаций. Так, будет запрещен аудит банка, с которым аудиторская организация заключила кредитный договор или договор поручительства, или у которого получила банковскую гарантию. Запрет будет также действовать, если такие договоры заключены руководителем аудиторской организации, или если один из его родственников получил кредит (банковскую гарантию, или связан поручительством) на условиях, отличающихся от обычных. Необычные условия договоров или наличие кредита также воспрепятствуют участию аудитора в аудиторской группе, проверяющей банк, с которым такой договор имеется у аудитора или его родственника. В этой части поправки немного отличаются о тех, о которых сообщалось в августе.

Устанавливается круг лиц, которые вправе обращаться с заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным - в том числе ЦБ, другие надзорные органы, АСВ, пользователи заключений и другие лица в определенных федзаконами случаях.

Основанием для аннулирования аудиторского аттестата станет не два (как сейчас), а три года неучастия в аудиторской деятельности (установленные исключения из этого правила остаются без изменений).

В обязанности аудиторов и аудиторских организаций будет включено:

  • составлять в ходе аудита документы на русском языке;
  • "размещать базы данных" со сведениями и документами (копиями), полученными и составленными в ходе оказания аудиторских услуг;
  • информировать учредителей (участников) аудируемого лица, его руководителя о случаях выявленных коррупционных правонарушений, а если этими лицами меры не приняты, то сообщать "куда следует".

При оказании прочих услуг аудиторы должны будут хранить документацию не менее трех лет.

Совет по аудиторской деятельности перестанет оценивать деятельность СРО по ВККР и давать рекомендации по ее совершенствованию.

Минимальная численность членов СРО сейчас составляет 700 физлиц или 500 организаций. Данные показатели предлагается повысить до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских компаний.

Если аудиторская организация включена в план проверок РФН, то в случае ее выхода из СРО саморегулируемая организация должна сообщить в РФН в течение 7 рабочих дней.

Членом СРО аудиторов не может быть ОАО - так установлено сейчас, согласно поправкам членами СРО не смогут быть аудиторские организации в форме публичных АО.

В сфере получения сведений, содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций, будет разрешен электронный документооборот.

РФН по результатам проверки сможет приостанавливать членство аудиторской фирмы в СРО на срок не более 180 календарных дней (сейчас предельный срок не оговорен). Такая мера воздействия, как исключение из СРО, будет заменена на исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

В законопроект не вошли нормы:

  • об обязанности аудиторов сообщать в ЦБ о наличии модифицированного мнения в аудиторском заключении, о фактах отказа финансовых организаций от проведения обязательного аудита и прочем обмене информацией с ЦБ;
  • о введении персональной ответственности руководителей аудиторских организаций за уклонение от ВККР;
  • об обязанности аудиторских фирм сообщать в РФН о заключении договоров с ОЗХС, расширении перечня случаев обязательного аудита,
  • о порядке применения Росфиннадзором мер воздействия.