Кроме того, планируется ввести обязанность аудиторских организаций предоставлять помещение для проверки в рамках внешнего контроля качества работы. Некоторым образом расширится перечень случаев обязательного аудита. Эти и другие изменения предусмотрены законопроектом, направленным на регулирование проведения проверок со стороны Росфиннадзора.

На портале правовой информации правительства размещен текст законопроекта, направленного, среди прочего, на снятие ограничений при проверках аудиторских организаций, проводимых Росфиннадзором.

В частности, именения будут вноситься в закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Часть 4 статьи 1 данного закона содержит перечень видов контроля, для которых другими федеральными законами могут быть установлены требования в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. Перечень, содержащийся в данной норме, предлагается дополнить видом контрольной деятельности "внешний контроль качества работы аудиторских организаций". Подробнее об этом мы сообщали ранее.

Само же описание процедур внешнего контроля качества работы аудиторских организаций войдет в сферу регулирования закона об аудиторской деятельности. В нем появится новая статья, посвященная проверкам со стороны Росфиннадзора в отношении аудиторских фирм, занимающихся аудитом так называемых общественно-значимых хозяйствующих субъектов.

В ней будет оговорена обязанность аудиторской компании сообщать в РФН о заключении (прекращении) договоров с такими субъектами на проведение обязательного аудита. Ненаправление такого уведомления при наличии соответствующих сомнений должностных лиц данного органа может стать основанием для проведения внеплановой проверки. Еще одним из таких оснований, помимо оговоренного в законе в настоящее время, будет также "истечение срока исполнения проверенной аудиторской организацией предписания, обязывающего такую аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения по результатам внешней проверки качества ее работы и устанавливающего сроки устранения таких нарушений".

Сроки проведения проверок планируется установить такие: для малых аудиторских фирм - до 20 рабочих дней, для остальных - до 40. При этом будет возможно продление проверки еще на 20 рабочих дней, например, при необходимости проведения сложных экспертиз, или если в ходе проверки со стороны правоохранительных органов или из других источников получены новые данные о нарушениях. При непредставлении проверяемой фирмой необходимой документации течение срока проверки может быть приостановлено. Устанавливаются и другие основания для этого.

Частота проверок со стороны РФН будет определяться как "не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений о такой аудиторской организации в контрольный экземпляр реестра". В закон об аудиторской деятельности также впишут перечень мер воздействия, принимаемых РФН по итогам проверок. Что касается частоты проведения проверок со стороны СРО, в закон вносятся "косметические" правки.

Расширится круг обязанностей аудиторсикх фирм в части, касающейся проверок внешнего контроля качества их работы (ВККР). На данный момент установлена обязанность проходить его и представлять для него документацию. Власти намереваются заставить аудиторские организации предоставлять проверяющим также помещение.

Кроме того, расширяется перечень случаев обязательного аудита, который может проводиться только аудиторскими организациями (часть 3 статьи 5 закона об аудиторской деятельности). Планируется добавить в этот перечень аудит "хозяйственных товариществ и обществ с участием в их уставных (складочных) капиталах публично-правовых образований, государственных корпораций или государственных компаний,..., а также аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарных предприятий, проводимый в случаях, определенных собственником имущества такого унитарного предприятия".

Предлагается установить, какие лица вправе обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным (лица, которым адресовано аудиторское заключение; ЦБ; РФН; АСВ; иные лица).

В Совет по аудиторской деятельности планируется включить представителя "уполномоченного федерального органа по контролю и надзору". Вносятся и другие поправки.