Аудиторы регионов России выступили против разрушительной реформы профессионального рынка аудита и внесли свои предложения по доработке законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Участники Общественного движения «Профессионалы регионов России» (ПРР) направили в Администрацию Президента, Правительство, Государственную думу и Совет Федерации обращение, принятое на IV Всероссийском форуме «Развитие партнерских отношений организаций, работающих на рынке интеллектуальных услуг.

Форум был собран по инициативе аудиторской компании «BKR-Интерком-Аудит». В работе Форума приняли участие аудиторы из Москвы, Омска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени, Иркутска, Владивостока, Ижевска, Волгограда, Перми, Краснодара и других городов России.

Движение «Профессионалов регионов России», объединяющее аудиторов, юристов, консультантов и оценщиков из более, чем 140 городов Российской Федерации, принимает подобное обращение в четвертый раз. По итогам предыдущего, принятого в июне 2006 года, в законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» были внесены ряд изменений:
• открыт перечень сопутствующих аудиту услуг, которые могут совмещаться с аудиторской деятельностью;
• исключена норма о полной личной материальной ответственности аудиторов вне зависимости от наличия вины;
• сняты ограничения по наличию у директора аудиторской фирмы статуса аудитора;
• с аудиторов снята нагрузка по привлечению к проверкам в системе внешнего контроля качества, благодаря чему контроль качества перестал быть инструментом давления на конкурентов в регионах;
• снят риск возможного включения аудиторов в общественные структуры, объединяющие работников других отраслей, что привело бы к конфликту интересов. Теперь руководить саморегулируемыми организациями аудиторов в составе коллегиального органа имеют возможность только действующие аудиторы.
Аудиторы регионов России выражают опасение, что принятие новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» может привести к ряду негативных последствий, таких, как: уничтожение небольших региональных аудиторских фирм, процветание «карманного» аудита, разрушение системы регулирования рынка, к которому приведет конкуренция между СРО аудиторов.

Участники движения настаивают на том, чтобы переход от отмены лицензирования к иным методам регулирования рынка аудиторских услуг происходил не только с учетом интересов аудиторов - индивидуальных предпринимателей, но и аудиторов, работающих в аудиторских организациях. Учитывая то, что последних большинство, изгнать их с рынка означает разрушить аудит в России. Аудиторы - индивидуальные предприниматели ставятся в привилегированные условия по сравнению с аудиторскими организациями, которые будут вынуждены выполнять требование нового закона по численности аудиторов.

«Сейчас на аудиторском и оценочном рынке России требуются решительные действия по преодолению кризиса профессиональных отношений. Нельзя допустить замены государственного давления на еще более жесткое давление со стороны администрируемых организаций. Ситуация в российских регионах представляется наиболее сложной: катастрофическая для региональных аудиторов централизация управления, капиталов и кадров в центре, ставит многие аудиторские фирмы на грань выживания», - заявил Советник Общественного движения «Профессионалы регионов России», заместитель генерального директора ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Виталий Семенихин.

Участники Движения считают, что при принятии новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности» необходимо решить ряд проблем, которые следуют из предложенных в настоящее время разнонаправленных редакций закона:

• Не допустить планируемого полного устранения аудиторских организаций из процесса формирования методологии аудита и контроля качества аудита путем лишения их права расширять стандарты, правила и принимать собственные методические материалы, обязательные для аудиторов, работающих в организациях. Организации, исходя из предлагаемых редакций закона, превращаются исключительно в хранилище документов для аудиторов, состоящих в разных СРО.

• Не отнимать у аудиторских организаций права на проведение обязательного аудита юридических лиц с долей государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации в уставном капитале 25 процентов и более, которое предоставляется аудиторам - индивидуальным предпринимателям.

• Не допустить принятия нормы о неограниченной личной материальной ответственности аудиторов за счет их личного имущества. Мы предлагаем, чтобы ответственность аудитора, по аналогии с ответственностью саморегулируемых организаций аудиторов, была ограничена в абсолютной сумме. Необходим также переход от бесспорного характера взыскания убытков к судебному порядку.

• Не допустить лишения аудиторских организаций права комплектовать по производственной необходимости временные трудовые коллективы на основе гражданско–правовых договоров, учитывая сезонность аудиторского бизнеса.

• Предотвратить предоставление СРО аудиторов исключительного права определения верхних пределов размеров взносов в компенсационные фонды и страховой ответственности при страховании профессиональной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов без предупреждения аудиторов за определенный срок об изменении страховых взносов и ответственности.
• Предотвратить предоставление саморегулируемым организациям аудиторов исключительного права установления размера обязательных членских взносов без предупреждения аудиторов за определенный срок об изменении взносов. При этом мы понимаем, что формирование системы внешнего контроля качества только за счет штатных сотрудников сделает неотвратимым огромный размер взносов на финансирование работы контролеров.

• Не допустить введения единого аттестата аудитора с 1 января 2009 года как единственно признаваемого аттестата. Плавный переход к обязательному единому аттестату аудитора может быть осуществлен только после введения единых стандартов бухгалтерского учета. Аудиторы должны идти в ногу с российским бухгалтерским учетом, а не забегать далеко вперед. При этом необходимо учесть, что уже выданные бессрочные аттестаты, должны таковыми и оставаться, что позволит максимально упростить переаттестацию действующих аудиторов, тем более, что и вновь выдаваемые аттестаты планируется сделать бессрочными.

• Законодательно предоставить саморегулируемым организациям аудиторов право устанавливать стандарты и правила аудиторской деятельности, а также правила контроля качества в зависимости от специфики аудируемых организаций.
• Приостановить запрет на право аудитора состоять в нескольких саморегулируемых организациях аудиторов своего профиля до того момента, пока статус этих саморегулируемых организаций аудиторов не будет подтвержден.

• На время переходного периода сохранить для аудиторских организаций право на проведение аудита на основании уже выданных действующих лицензий, по аналогии с индивидуальными аудиторами, для которых это право сохраняется.
Участники движения настаивают на том, чтобы была разработана детальная программа мероприятий переходного периода с тем, чтобы отмена лицензирования в области аудиторской деятельности произошла лишь тогда, когда будут внесены в реестр конкретные саморегулируемые организации аудиторов.