Минфин снова желает внести изменения в закон об аудиторской деятельности

Выпущена новая редакция тезисов об обязанности аудиторов доносить на клиентов, сообщать об отказе о проведении обязательного аудита и других новшествах.

Минфин опубликовал на своем сайте очередной проект закона о внесении ряда изменений в законодательство, касающееся аудита.

1. Аудиторское заключение сейчас должно содержать, среди прочего, "мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности". Теперь (в случае принятия законопроекта) будет - не "оказывают", а "оказали".

2. Статья 9 закона "Об аудиторской деятельности" "Аудиторская тайна" будет дополнена мыслью о том, что аудиторы не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Закон о банках и банковской деятельности также предлагается несколько видоизменить в 9 части статьи 26. В новой редакции она должна выглядеть так: "Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные этими аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг, а также предоставленные им Банком России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".

3. В соответствии с предлагаемым введением административной ответственности за отказ предприятий от обязательного аудита, о котором мы писали сегодня, комментируемым законопроектом предлагается обязать аудиторов (как следует из наименования соответствующей части статьи - при проведении аудита) "сообщать в письменной форме об отказе аудируемого лица от проведения обязательного аудита в соответствующий надзорный орган, <...>, не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения от аудируемого лица письменного уведомления о таком отказе". Пунктом такого содержания планируется дополнить часть 2 статьи 13 закона об аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора".

В этой связи не совсем ясно, как "при проведении аудита" может появиться "отказ от проведения аудита". Если же данную ответственнотсь законодатель не свяжет с фактом проведения аудита, то не ясно, какая именно аудиторская организация обязана это делать,в том числе посылать запрос в компанию, которая подлежит обязательному аудиту. Ведь отказ его от проведения выражается, в частности, в том, что юрлицо просто не заключает договоров и не организует конкурсов на проведение аудита, соответственно, заинтересованная аудиторская организация не определена.

4. Аудируемое лицо, в соответствии с законопроектом, не должно будет "предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации ..., а также на воспрепятствование выполнению аудиторской организацией, индивидуальным аудитором ... обязанностей, ... Наличие в запрашиваемых ... для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении."

5. Предлагается ввести статью 14.1. "Взаимодействие аудиторской организации, индивидуального аудитора и надзорных органов".

Перечислены соответствующие надзорные органы.

Содержится тезис, в каком именно случае аудитор должен "слить" информацию о клиенте в один из них: "если составленное по результатам проведенного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, указанного в части 1 настоящей статьи, аудиторское заключение содержит модифицированное мнение о достоверности такой отчетности".

В этом случае уведомить надзорный орган в письменной форме надо не позднее 10 рабочих дней с даты аудиторского заключения, "указав обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе существенные риски, принятые на себя аудируемым лицом, и существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность".

Эти же сведения надзорный орган может запросить у аудитора и по собственной инициативе. Ответ аудитор обязан дать в течение 20 дней.

Кроме того, аудитор вправе предоставить надзорному органу и другие сведения "о наличии в деятельности такого лица обстоятельств, которые, по мнению аудиторской организации, индивидуального аудитора, могут быть использованы надзорным органом для осуществления надзорных функций".

Данный законопроект - уже не первый из выработанных Минфином и нацеленных на получение информации у аудитора об аудируемом лице. Возможно, что это и не последняя редакция планируемых изменений.