Министерство финансов выпустило специальное письмо, посвященное аудиту бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год. В нём сообщается, какие стандарты утратили силу, какими документами надо руководствоваться и на что еще следует обратить внимание.

Министерство финансов выпустило специальное письмо с рекомендациями аудиторским организациям и аудиторам. Документ посвящен аудиту бухгалтерской отчетности за 2011 год. В нём сообщается, какие стандарты утратили силу, какими правовыми актами надо руководствоваться и на что еще следует обратить внимание. Так, сохраняют актуальность наставления от 24 января 2011 г. – "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2010 год". Необходимо руководствоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными приказами Минфина от 20 мая 2010 г. N 46н, от 17 августа 2010 г. N 90н и от 16 августа 2011 г. N 99н.

Опираться надо и на федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями). При этом следует иметь в виду, что несколько утвержденных этим документом федеральных правил (стандартов) утратило силу. Это касается стандартов N 5 "Аудиторские доказательства", N 6 "Аудиторское заключение", N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита", N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита" и N 15 "Понимание деятельности аудируемого лица".

Минфин прямо указывает, на чем аудиторам необходимо сконцентрировать своё внимание:

При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2011 г. особое внимание должно быть обращено на:

  1. Качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторского файла (ФПСАД N 2);
  2. Адекватность оценки уровня существенности (ФПСАД N 4);
  3. Осуществление аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД N 11);
  4. Наличие принципов и процедур, регулирующих порядок решения вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества с уже существующим клиентом (ФПСАД N 34);
  5. Разработку процедур по разрешению разногласий, выработке и документированию единого мнения (ФПСАД N 7);
  6. Наличие принципов и процедур, обеспечивающих уверенность в том, что кадровый состав аудиторской организации обладает необходимыми знаниями, опытом и соблюдает этические нормы; процедур оценки навыков и профессиональной компетенции работников (ФПСАД N 34).

Письмо Минфина содержит указания, в частности, по следующим темам:

  • Независимость аудиторской организации, аудитора, Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма",
  • Рассмотрение соблюдения аудируемым лицом Федерального закона "О противодействии коррупции",
  • Отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности,
  • Соответствие принятых организацией форм бухгалтерской отчетности, характеру и условиям деятельности этой организации,
  • Сопоставимость сравнительных данных в бухгалтерской отчетности,
  • Раскрытие расходов будущих периодов,
  • Раскрытие информации об уплаченных и о полученных авансах и др.

Напомним, правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

По закону, обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  • Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества.
  • Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
  • Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией такого фонда и т.п.
  • Объем выручки организации (за исключением органов власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий и т.д.) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей.
  • Организация (за исключением органа власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
  • В иных случаях, установленных федеральными законами.