Минфин на официальном сайте опубликовал отчет за 2009 год: "Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов". В настоящем отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2009 году.

Так, согласно опубликованным данным в 2009 году в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 611 проверок. По экспертной оценке данными проверками были охвачены порядка 13 % всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в РФ.

По сравнению с 2008 годом  количество проведенных в 2009 году внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 году проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9 % проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб.

В 2009 году профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

По сравнению с 2008 годом количество проведенных в 2009 году внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА.

Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009 г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83 %, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций – на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009 г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений».

По результатам проведенных в 2006 - 2009 гг. внешних проверок качества работы аудиторских организаций профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций выданы 2449 сертификатов качества. Иными словами, профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций подтверждено качество работы 70 % аудиторских организаций, являющихся членами этих профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций.

По результатам внешнего контроля качества работы в 2009 г. меры дисциплинарного воздействия принимались лишь ИПАР: трем аудиторским организациям были направлены предписания об устранении выявленных нарушений. Другими профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций меры дисциплинарного воздействия не принимались, что может свидетельствовать о низкой эффективности систем внешнего контроля качества, принятых в этих объединениях.