PwC изменила свое мнение о ЮКОСе под угрозой потери лицензии

«Чушь собачья!» - такими словами назвал обвинения, выдвинутые против бывшего Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, бывший глава Центробанка и экс-председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко.

Выступая 31 мая в Хамовническом суде в качестве свидетеля защиты, Геращенко поведал о событиях 3—6-летней давности, которые не оставляют сомнений в причастности высших должностных лиц российского руководства к уничтожению ЮКОСа и их личной заинтересованности в преследовании его менеджмента. В частности, он рассказал о давлении на аудиторов ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" (российское подразделение PricewaterhouseCoopers). Геращенко уверен, что PwC изменила свое мнение о ЮКОСе под угрозой потери лицензии на работу в России.

В свою очередь гособвинение предприняло попытку опровергнуть ту часть показаний свидетеля, где он говорил о причинах отзыва аудиторских отчетов "ПрайсвотерхаусКуперс".

Прокурор Лахтин поинтересовался, на основании чего бывший руководитель ЦБ сделал такой вывод:

— Потому что мне было сказано: "мы хотим остаться и работать в России", — ответил Геращенко.
— Кем вам было сказано? — никак не мог взять в толк прокурор.
— Господом Богом! — не выдержал глупых вопросов Геращенко. — Я с ним иногда общаюсь…

Напомним, в 2007 году компания "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" отозвала все аудиторские заключения по отчетности ЮКОСа за 1996-2004 годы. Это произошло накануне рассмотрения апелляционной жалобы "ПрайсвотерхаусКуперс" на решение Арбитражного суда Москвы, признавшего незаконными договоры о проведении аудита ЮКОСа в 2002-2004 годах.

Аудиторы считают, что отзыв заключений был условием компромисса PwC с госорганами. В декабре 2006 года ФНС обвинила "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" в том, что компания фактически являлась участником схемы ухода от налогов, использовавшейся НК "ЮКОС", и подала иск с требованием признать недействительными договоры PwC и "ЮКОСа" на проведение аудита за 2002-2004 годы. Арбитражный суд Москвы 20 марта признал эти договоры недействительными. Аудиторская компания была признана фактическим участником реализации незаконных налоговых схем ее клиентами. Ее также обвинили в нарушении профессиональных стандартов.

Не исключено, что PwC пошла на соглашение с госорганами для сохранения лицензии (19 апреля 2007 года Минфин продлил ее на пять лет).

С этого года государству организовывать подобного рода "компромиссы" будет сложнее: с 1 января 2010 года лицензирование аудиторской деятельности отменено, а "входным билетом" на рынок аудита стало членство фирмы в саморегулируемой организации.