Минфин России опубликовал «Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2009 год» (скачать — PDF-версия, 127Кб).

В 2009 году совокупные доходы аудиторских организаций составили 49,219 млрд рублей, это на 1,7% меньше, чем в 2008 году, когда они достигали 50,077 млрд рублей.

Согласно опубликованным Минфином показателям, в предшествующие годы динамика доходов была положительной: в 2006 году они увеличились на 19,2% по сравнению с 2005 годом, в 2007 году - на 21,3% по сравнению с 2006 и в 2008 году - на 20,0% по сравнению с 2007 годом.

Отметим, что 35,2% доходов российских аудиторов в прошлом году были получены четырьмя наиболее доходными компаниями (33,7% в 2008 году). Аудиторы этих четырех компаний составляют лишь 2,0% от общего количества аудиторов, работающих во всех аудиторских компаниях (1,5% годом ранее), а клиенты этих компаний - 1,3% клиентов, отчетность которых проаудировали все аудиторские компании (1,1% в 2008 году). Причем проведение аудита принесло лишь 27,2% годовых доходов этих ведущих компаний (31,2% в 2008 году).

На одного клиента "большой четверки" в 2009 году в среднем пришлось 3,107 млн рублей дохода, что на 34,5% ниже, чем в 2008 году (4,743 млн рублей). Один клиент других московских аудиторских компаний в среднем обеспечил только 214,9 тыс. рублей дохода (рост на 13,8% к 2008 году), а в остальных регионах РФ - 111,6 тыс. рублей (-0,4%).

Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, в 2009 году снизилось на 2,9% - до 90 тыс. 366 по сравнению с 93 тыс. 027 в 2008 году.