Игроки рынка аудита и консалтинга считают, что 2010 год усилит тенденции 2009-го. То есть ничего хорошего ожидать не приходится. Но есть и плюсы: началась компенсация неплатежей на фоне общей стабилизации экономики.

Прогноз. Участники рейтинга отмечают падение доходов от аудита на четверть. «Средняя цена контракта в 2009 году снизились на 30%», – оценивает состояние рынка директор аудиторской компании «Интеркон» Наталия Смагина. По данным Минфина, в 2008 году объем оказанных аудиторских услуг составил 50,1 млрд рублей. «В нашей компании в 2009 году объем выручки по аудиторским услугам даже немного вырос по сравнению с прошлым годом», – говорит генеральный директор компании «Аудитория» Наталия Ахметжанова. Таким образом, по статистике за 2009 год, итоги которой будут опубликованы к июлю 2010 года, объем рынка аудита должен составить 40–50 млрд рублей. Маловато по сравнению с 20% докризисного роста. Но тоже неплохо, учитывая опасения недавнего времени.

До 2009 года включительно российский рынок аудиторских услуг «кормился» за счет обязательного аудита. По данным Минфина, в 2007 году это направление принесло около 80% выручки. Кризис «перекрыл кран»: спровоцировал рост нарушений среди компаний, чья деятельность подлежала обязательной проверке (выручка от 50 млн рублей или объем активов от 20 млн рублей). Ведь санкции просто смешные: штраф в 50 рублей с организации и 500 рублей с генерального директора. В 2008-м последовало падение выручки, зато в прошлом году спрос начал восстанавливаться. «В 2009 году доля обязательного аудита в общем объеме рынка аудита составила 62%, – рассказывает Наталия Ахметжанова. – По сравнению с 2008 годом она выросла в 1,5 раза».

В Госдуме рассматривается законопроект о повышении планки для обязательного аудита: 400 млн рублей по выручке или 160 млн рублей стоимости активов. Способствовать росту доходов он точно не будет. Но, несмотря на предпосылки к сокращению рынка обязательного аудита, многие ревизоры продолжают рассматривать его как основной источник дохода. «Мы делаем ставку на обязательный аудит, который будет проводиться в любом случае, – говорит Наталия Смагина. – Причем контракты планируем заключить с предприятиями, у которых доля госсобственности превышает 25%». Руководитель департамента методологии и контроля качества аудита АКГ «Интерэкспертиза» Юлия Королева считает, что побочным эффектом закона станет укрупнение аудиторского рынка. «С рынка уйдут мелкие аудиторские компании, которым зачастую не по силам обеспечивать должный уровень качества услуг и соблюдать принцип независимости», – говорит она.

Можно взглянуть на ситуацию и под другим углом: кризис дает возможность оценить стремление российских предпринимателей к прозрачности и эффективности. «В нашей компании 10% от запланированных контрактов на инициативный аудит не нашли своего воплощения по итогам работы 2009 года», – говорит Наталия Смагина. Сильно пострадали услуги по подготовке и аудиту МСФО-отчетности. Однако многочисленные заявления о планируемых IPO и разморозка публичных рынков заимствований должны «подстегнуть» этот сектор услуг. Правда, в первую очередь увеличатся доходы крупных компаний и «большой четверки». «Перспектив у региональных компаний по наращиванию объемов в области МСФО на 2010 год не вижу, – замечает руководитель отдела аудита компании «Эркон» из Ростова-на-Дону Ольга Лобанова. – Утвержденная Минфином концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу до 2010 года, предусматривающая обязательный перевод консолидированной отчетности российских предприятий на МСФО, в полной мере законодательно не оформлена». Принятие концепции могло бы помочь аудиторам нарастить выручку.

Российский рынок аудита, как и отечественный менталитет, имеет свои особенности. Несмотря на закон Сарбейнса-Оксли, чьи принципы учитываются международными стандартами аудита, в России процветает тандем консалтинг – аудит. «Мы также имеем аудиторские стандарты, регламенты, но не остаемся равнодушными к вопросам, возникающим в процессе аудиторских процедур за рамками предмета работ, – замечает президент компании «Файнарт-аудит» Наталия Бондаренко. – И складывается сопутствующий консалтинг, который и обуславливает партнерские отношения с заказчиком». Возможно, поэтому, по данным Минфина, примерно 55% выданных аудиторских заключений относятся к безоговорочно положительным.

Где кормятся консультанты. В кризис бизнес стремился сокращать затраты, и оказалось, что немалый потенциал экономии заложен в налоговых платежах. Дело не в том, что компании пере­шли на серые схемы, хотя и это тоже присутствует. Стало больше споров с налоговой инспекцией, стороны жестко отстаивают свою позицию. «Во втором полугодии 2009 года увеличилось число договоров на постоянное абонентское налоговое обслуживание, – говорит исполнительный директор АКГ «Интерком-аудит» Ольга Горина. – Бизнесу требуется более значительная защищенность от налоговых претензий, нежели «точечное» вмешательство консультантов или попытки решить проблемы своими силами». Кроме того, в прошедшем году начали действовать новые положения Налогового кодекса об обязательном досудебном обжаловании решений налогового органа (в случае если у компании есть претензии – пункт 5 статьи 101.2 НК РФ). «Нововведение привело к росту спроса на консалтинговые услуги на стадии досудебного урегулирования, тенденция продолжится и в 2010–2011 годах», – ожидает генеральный директор «МЦФЭР-консалтинг» Станислав Джаарбеков.

Именно суды в 2010 году останутся неиссякаемым источником средств существования для консультантов. «Недостаток ликвидных средств сохранит уровень судебных разбирательств в попытке заставить должников выполнить свои контрактные обязательства (либо отсрочить выплату долгов), что обусловит высокий спрос на качественные юридические услуги», – считает директор по развитию компании «Пром-инвест-аудит» Сергей Заяц.

Что касается услуги due diligence, считавшейся наиболее рентабельной до 2009 года, то кризис «подтолкнул» ее развитие. «Собственники и менеджеры желают знать, насколько эффективными были принятые антикризисные меры, – объясняет Ольга Горина. – Все большей популярностью пользуется услуга комплексного due dilligence». Утверждение справедливо для крупных игроков с хорошим для своей отрасли отношением заемных средств к собственным. Они укрепляли свои позиции за счет скупки подешевевших профильных активов менее предусмотрительных конкурентов. Управляющий партнер КПМГ в России и СНГ Эндрю Крэнстон отмечает увеличение объема сделок с привлечением заемного и собственного капитала по сравнению с прошлым годом. «В конце 2009 года активизировались обращения по проведению комплексного правового и финансового анализа, есть все предпосылки для дальнейшего развития этих услуг», – согласна заместитель генерального директора и партнер компании «Нексиа Пачоли» Юлия Емельянова.

Деньги и перспективы. Существенный плюс прошедшего года – началась компенсация неплате-жей. «На фоне общей стабилизации экономической ситуации во втором полугодии почти разреши- лась проблема отсрочки платежей за работы, выполненные еще в конце 2008 – начале 2009 года», – рассказывает Ольга Горина. При этом аудиторы и консультанты сделали правильные выводы, ужесточив условия сотрудничества с клиентами. «Крайне редко заключаются сделки без предоплаты хотя бы в 30–50%», – говорит генеральный директор «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. Однако появившаяся с 2009 года массовая проблема демпин- га купирует возможность расширить клиентскую базу. На конкурсных отборах по госконтрактам встре- чаются поистине «революционные» предложения. «Некоторые умудряются предлагать аудит стоимостью 20 тыс. рублей», – рассказывает о своем опыте участия в тендере Наталия Смагина. В результате аудиторско-консалтинговые компании прибегают к проверенной еще в суровые перестроечные времена схеме бартера. «В 2010 году, как и в 2009-м, нередко встречается ситуация, когда клиент и консалтинговая компания заключают между собой бартерное соглашение, на основании которого реализуются даже крупные и известные проекты», – поясняет генеральный директор управляющей компании группы компаний «Консалтум» Надежда Пугачева.

Иногда законотворчество помогает выживать. Например, ожидается, что с 2011 года вступит в силу закон о трансфертном ценообразовании (пока в ГД состоялось только первое чтение проекта). Если планы сбудутся, то рынок аудита и консалтинга получит новый приток доходов. «Компании будут готовить обоснование цены сделок, чтобы исключить претензии налоговых органов», – говорит Станислав Джаарбеков.

Ближайшее будущее обещает не меньше, чем среднесрочная перспектива. Правительство озаботилось эффективностью денежных вливаний хотя бы в сфере энергетики. 1 декабря 2009 года принято постановление № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики». «Инвестиционный аудит – это целая система мероприятий для контроля рациональности инвестиций, вложенных в капстроительство, реконструкцию, техническое перевооружение, – рассказывает Наталия Бондаренко. – Система позволяет решать более широкий спектр вопросов по сравнению с вопросами, касающимися непосредственно системы бухгалтерского учета». Если учесть, что, по словам замдиректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Дмитрия Козлова, объем госинвестиций в энергетику в 2010 году составит 800 млрд рублей, то перед аудиторско-консалтинговыми компаниями раскрываются поистине радужные перспективы.

Законодательство «подсказывает» направление развития. «Порой стремительное принятие новых норм обеспечит спрос на узкоориентированный консалтинг. Специализированные организации значительно быстрее вникают в особенности новых законодательных требований, – объясняет Сергей Заяц. – Например, сейчас меняется таможенное регулирование, и имеет смысл развивать соответствующее направление консалтинга».

В 2008 году были приняты новые нормы регулирования рынка аудита, контроль рынка перешел в руки саморегулируемых организаций (СРО). Ожидалось, что в новых условиях не выживут частные аудиторы и мелкие фирмы, многие их которых жизнеспособны за счет демпинга и спроса на формальные, но некачественные услуги. Однако все живы, демпинг процветает, и получить квазиаудиторское заключение несложно. По-видимому, год ушел на организационные вопросы. «Хотелось бы уже видеть практическую деятельность СРО: усиление контроля за соблюдением стандартов аудита, борьбу с демпингом и некачественным аудитом, разработку и применение методик определения трудоемкости и ценообразования, совершенствование методов повышения квалификации и аттестации аудиторов», – перечисляет ожидания Юлия Емельянова.

Показатели деятельности аудиторов в 2009 году >>>

Показатели деятельности консультантов в 2009 году >>>