С челябинского рынка аудиторских услуг уйдут компании, не имеющие право вести соответствующий бизнес. В связи с требованиями нового закона об аудиторской деятельности, вступившего в силу в этом году, под угрозой закрытия не только мелкие фирмы, но и достаточно известные крупные компании. В последних, правда, уверяют, что они этой участи избегут: в ближайшие месяцы их юрлица будут приведены в порядок, в соответствии с новыми требованиям ФЗ. При этом одни игроки уверяют, что новый закон не приведет к перераспределению рынка аудиторских услуг в пользу крупных игроков. По мнению же других, мелким фирмам, чтобы не лишиться своего бизнеса, придется заключать с крупными договорные отношения по типу субподряда.

Предыдущее законодательство, регулировавшее аудиторскую деятельность, содержало требование о наличии в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Однако, по словам экспертов Chel.ru, маленькие фирмы не в состоянии содержать подобный штат, в связи с чем в большинстве компаний в качестве аттестованных аудиторов числятся «мертвые души» – люди, имеющие аттестат аудитора, но реально в данной фирме не работающие. По мнению респондентов сайта, так как степень независимости аудиторской компании имеет существенную прямую корреляцию с размером годовой выручки, то реформирование аудиторского рынка в сторону ужесточения требований к компаниям и самим аудиторам – это проблема, давно требовавшая решения.

Согласно одному из пунктов ФЗ от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», вступившего в силу первого января этого года, к аудиторским фирмам предъявляются более жесткие требования. Среди них – обязательное членство аудиторских компаний и самих аудиторов в саморегулируемых организациях аудиторов (СОА), принадлежность 51% или более уставного капитала компании аттестованным аудиторам и необходимость наличия соответствующего аттестата у исполнительного органа, то есть директора. По мнению специалистов, цель, которую преследуют изменения в законе, – повысить качество оказания аудиторских услуг и ответственность как самих аудиторов, так и собственников и топ-менеджмента специализирующихся на этом виде деятельности компаний.

«Новые требования к директору и учредителям аудиторской организации направлены лишь на то, чтобы сосредоточить ее управление в руках профессионалов, которые действительно знают, что такое аудит, которые способны самостоятельно и квалифицированно решать проблемы клиентов в области бухгалтерского учета, налогообложения и финансов, – комментирует директор аудиторской компании ООО «Авантаж» Михаил Белов. – Одним словом, в аудиторском бизнесе не должно быть случайных людей».

По мнению г-на Белова, среди аудиторских компаний Челябинска, в том числе достаточно крупных и известных, есть такие, которые на сегодняшний день не отвечают указанным требованиям. «Этим компаниям отведен один год на устранение несоответствий, – замечает директор ООО «Авантаж». – В противном случае их аудиторская деятельность с первого января 2010 года может прекратиться».

Сам факт, что со следующего года организации и индивидуальные аудиторы, не вступившие в СОА, не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие ему услуги, не влечет за собой каких-то серьезных последствий, считает заместитель директора по аудиту группы компаний «Листик и партнеры» Дмитрий Лукьянов. «Требование к уставному капиталу и к квалификации директора также де-факто выполняется многими аудиторскими компаниями, – продолжает г-н Лукьянов. – Большинство аудиторских фирм открывались физическими лицами, имеющими практический опыт в бухгалтерском учете. Эти лица, естественно, становились директорами создаваемых ими фирм. Поскольку эти люди были специалистами в своей области, то получить аттестат аудитора большого труда им не составляло».

По словам г-на Лукьянова, их компании в связи со вступлением в силу нового ФЗ не грозит уход с рынка. «"Листик и партнеры" – это не одно юридическое лицо, а группа компаний, содержащая в себе несколько аудиторских фирм, фирм, оказывающих консультационные и сопутствующие услуги, фирму-оценщика, причем находящихся в разных городах, – говорит Дмитрий Лукьянов. – То есть требования нового закона касаются лишь некоторых компаний группы. Думаю, мы приведем в соответствие этим требованиям наши юридические лица в ближайшие три-пять месяцев. Кроме того, мы готовы предложить тем аудиторским фирмам, для которых выполнение требований нового законодательства и требований СОА является затруднительным, варианты взаимовыгодного сотрудничества».

Респондент Chel.ru считает, что особенность нового закона не в ужесточении требований к аудиторам, а в том, что ответственность за состояние рынка аудиторских услуг перекладывается теперь на СОА. «Условия членства в этой организации по сути будут являться условиями существования большинства аудиторских фирм, – объясняет собеседник сайта. – Таким образом, СОА имеют сейчас реальную возможность «почистить» ряды аудиторов. Сами же условия членства, по моему мнению, должны включать не только опыт работы на рынке аудиторских услуг и наличие необходимого числа аттестованных аудиторов в штате (думаю, не менее пяти), но и условие уплаты членского взноса. Как раз величина членского взноса должна стать основным ситом для отсеивания маленьких фирм».

Если саморегулируемые организации аудиторов ужесточат требования к членству, то рынок ждет укрупнение, а качество услуг повысится. Кроме того, самим СОА проще контролировать деятельность 100 крупных компаний, чем 1000 мелких, отмечает Дмитрий Лукьянов. «Нынешний рынок аудиторских услуг представлен огромным количеством фирм, – говорит он. – В Челябинске их, насколько я знаю, более ста, при этом на слуху только пять, от силы десять аудиторских фирм. Остальные – это крошечные компании, с выручкой, не превышающей пять миллионов рублей в год».

Как отмечают другие специалисты, значительное изменение в новом законе коснулось участия в создании компенсационного фонда каждым аудитором. «Это требование послужит одной из основных причин отказа аудиторов-физических лиц от осуществления соответствующей деятельности, если они не принимали в ней активное участие, а лишь значились для общего количества в штате отдельных аудиторских фирм», – считает генеральный директор ЗАО «Аудит-классик» Татьяна Севастьянова. Кроме того, по ее словам, аудиторские организации, ранее не являющиеся членами СРОА, аккредитованными при Минфине РФ, будут вынуждены создавать внутрифирменную систему контроля качества аудита и приводить ее в соответствие с федеральными стандартами и Кодексом этики аудиторов России, а также заново отрабатывать технологию аудита. «Этот процесс трудоемкий, потребует значительных затрат и высокой квалификации исполнителей, – отмечает эксперт. – Это замедлит вступление фирм в СРОА и может даже поставить точку в их дальнейшей аудиторской деятельности».

При этом в «Аудит-классик» отмечают, что количество аудиторских фирм, по их мнению, если и уменьшится, то не более чем на 30%, поскольку на практике требования нового закона №307-ФЗ лишь закрепили положения федеральных стандартов и Кодекса этики аудиторов России, которые большинство фирм выполняли.

Предполагая, что в 2010 году количество аудиторских фирм в Челябинске может существенно сократиться, Дмитрий Лукьянов замечает при этом, что исход может быть и другим. «Эти фирмы вполне могут продолжать свою деятельность, – говорит представитель группы компаний «Листик и партнеры». – Но в этом случае им необходимо будет заключить договорные отношения с крупными аудиторскими фирмами по типу субподряда, а крупным компаниям необходимо будет заключить договоры с клиентами мелких фирм. Тем самым маленькая организация, не отвечающая требованиям законодательства как аудиторская фирма, обеспечит себя доходом, но ответственность за качество оказываемых услуг уже будет нести более крупная аудиторская фирма. Такие отношения пойдут на пользу всем участникам и рынку в целом».

Однако не все участники рынка разделяют это мнение. «На наш взгляд, новый закон «Об аудиторской деятельности» не должен привести к перераспределению рынка аудиторских услуг в пользу крупных игроков, а тем более к исчезновению небольших аудиторских фирм, – считает Михаил Белов. – Во-первых, необходимое количество аттестованных аудиторов снижено с пяти до трех, что упрощает создание и функционирование аудиторской компании. Во-вторых, вступление в саморегулируемую организацию – не такая затратная процедура, как может показаться на первый взгляд. Например, членские взносы в Российской коллегии аудиторов, которая аккредитована при Минфине РФ, составляют 1800 рублей в год за одного аудитора. Думаю, такие расходы может позволить себе любая компания».

Среди положительных моментов нового закона для самих потребителей аудиторских услуг специалисты называют исключение возможности сотрудничать со случайными, непроверенными организациями. «Потенциальные заказчики на аудит бухгалтерской отчетности получат свободный доступ к единому реестру организаций, прошедших внешний контроль качества аудита при вступлении в СРОА, что позволит размещать заказы в положительно зарекомендовавших себя аудиторских компаниях», – отмечает Татьяна Севастьянова. По ее словам, обязательный внешний контроль качества аудита со стороны СРОА поставит, наконец, преграду на пути «дешевого» некачественного аудита.

Полина ПОТАПОВА