На этой стадии в законопроекте появилось множество технических поправок в закон об ООО, связанных с аудитом, а также - запрет на обращение за границей ценных бумаг, удостоверяющих права на акции российских эмитентов.

Ко второму чтению в Госдуме подготовлен законопроект, вносящий изменения в закон об аудиторской деятельности и ряд законов о корпоративным праве, в частности, в законы об АО и об ООО (законопроект 19912-8). А это значит, что первоначальная версия законопроекта претерпела ряд изменений.

Что новенького

В частности, вводится запрет на обращение за границей ценных бумаг, удостоверяющих права на акции российских эмитентов. Кроме того, прежний вариант законопроекта не содержал поправок в закон об ООО. Теперь там их масса, но, правда, они носят преимущественно технический характер, не меняя сути. Например, слова "бухгалтерская отчетность" или "бухгалтерские балансы" заменяются на "бухгалтерская (финансовая) отчетность", "аудитор" – на "аудиторская организация, индивидуальный аудитор", "бухгалтерские книги" –  на "документы бухгалтерского учета", и так далее.

По существу можно отметить такое изменение – из закона об ООО уберут требование о том, что при пятнадцати и более участников образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным. Кроме того, уточнят, что аудиторское заключение (если оно есть) предоставляется участникам при подготовке общего собрания.

Кроме того, ко второму чтению из поправок в закон об АО убрана такая возможность, как выбор аудитора по требованию акционеров, совокупная доля участия которых 10% и более. Выбор остается только за общим собранием.

Неизменная сущность

В остальном проект без изменений. Напомним о его содержимом и о контексте. Сейчас по закону аудит обязателен для любых АО, что подтверждается также минфиновским перечнем случаев обязательного аудита.

Законопроектом в ряде норм, где упоминается аудит, определен субъект – "публичное общество, а также непубличное общество (в случае наличия обязанности по проведению аудита ... )". При этом в сам закон об АО не вносится ни перечня каких-либо случаев, когда обязанность такая есть, ни – когда ее нет.

Так что, скорее всего, НПАО должны будут подвергаться аудиту, если такая обязанность установлена для них отраслевыми законами. И, конечно – в силу закона об аудиторской деятельности, в частности, по критериям. И, кстати, в этот закон допишут еще один случай обязательного аудита – АО, акции которых находятся в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

НПАО, для которых аудит не обязателен, но которые запрашивают его по своей инициативе, смогут привлечь или организацию, или индивидуального аудитора. Сейчас, исходя из упомянутого перечня случаев обязательного аудита, НПАО могут работать только с организациями. Отличие от ПАО лишь в том, что нет требований к аттестатам аудиторов.

В параллель

Напомним также, что параллельно отдельным законопроектом (который также подготовлен ко второму чтению, но практически без изменений) вносятся поправки в статью 67.1 ГК. Там планируется указать, что ООО вправе, а в установленных законом случаях обязано привлекать аудиторскую организацию или индивидуального аудитора (сейчас в этой норме в отношении ООО сказано просто – "аудитора"). Также уточнят, что ПАО и непубличное АО (второе – в случаях, предусмотренных законом) обязаны ежегодно привлекать аудиторскую организацию.

В ГК также закрепят, что в случае проведения аудита по требованию акционеров (по-прежнему с совокупной долей от 10%) ПАО также сможет привлекать только организацию, а непубличное АО – фирму или индивидуального аудитора (законопроект 19894-8).