Повышение критериев для обязательного аудита впихнули в другой законопроект
© anekdotov.net

При помощи обходного маневра власти все-таки протащили освобождение от аудита "верхнего" малого бизнеса.

Не далее как вчера Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 975888-7 с поправками в закон об аудиторской деятельности. На стадии второго чтения (как мы сообщали) проект был избавлен от самого спорного пункта, которым планировалось освободить от обязательного аудита верхнюю прослойку малого бизнеса – то есть, доход организаций, которые должны проходить аудит, повысить до 800 млн рублей, а активы – до 400. Сейчас эти показатели равны, соответственно, 400 млн и 60 млн.

Чтобы запутать

Однако все это было хитрым обманным маневром, чтобы успокоить аудиторское сообщество и втихаря сделать реверанс "малому" бизнесу (в кавычках – потому что при выручке 800 млн рублей в год бизнес трудно назвать реально малым). Это сделано, чтобы, например, заставить молчать ОПОРу, которая выступала против повышения критериев, и вообще всех, кому не безразлично, что аудит по критериям привлекает в аудиторские фирмы львиную долю дохода.

Уже сегодня появились поправки ко второму чтению, вносимые в другой законопроект – который висел в думе с начала года в состоянии после первого чтения, и больше никаких признаков жизни не подавал (№ 840046-7). Им планировалось освободить от обязательного аудита "иные фонды", не управляющие целевым капиталом, оперирующие годовыми поступлениями или имуществом до 3 млн рублей.

Доход vs выручка

Теперь в этот законопроект вошла вся правка статьи 5 закона об аудиторской деятельности, которую убрали из 975888-7. Включая повышение аудита по критериям до 800 млн по доходу и 400 – по активам.

Кстати, в действующей редакции закона упоминается выручка, а согласно поправкам критерием будет доход. Надо отметить, что понятие дохода – гораздо более широкое, чем понятие выручки. Доходы бывают от реализации (к которым статья 249 НК приравнивает выручку от реализации) и внереализационные.

Таким образом, нельзя сказать, что данный критерий урезан вдвое. Ведь в новой редакции при его подсчете будут учитываться также и внереализационные доходы в соответствии с главой 25 НК.

Кстати, критерии отнесения к малому/среднему бизнесу с 2016 года основываются на доходе, тогда как до того опирались на понятие выручки. Таким образом, закон об аудиторской деятельности в этой части приведен в соответствие с законом о развитии малого и среднего предпринимательства и с действующим постановлением о классификации субъектов МСП.

Вся пятая статья

И в том числе "спавший" до сих пор законопроект полностью поменяет структуру статьи 5 – об обязательном аудите, как это планировалось уже неоднократно – еще со времен, когда аудит хотели передать под крыло ЦБ, а потом – когда вносили проект, ныне принятый в третьем чтении и от этих поправок очищенный.

В итоге из статьи 5 все-таки исключат те позиции, которые упоминаются еще и в других законах. В аудиторском законе будет оговорка: "Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами". Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Упомянутые поправки по мелким фондам в проекте № 840046-7 тоже остаются.